- АКСИОЛОГИЯ – что это такое. Учение о ценностях
- Что такое аксиология?
- Что такое аксиология в философии?
- Что такое аксиология культуры?
- Функции аксиологии
- Аксиологический подход в психологии
- Аксиологический подход в педагогике
- Аксиологический подход к культуре
- Аксиологический аспект науки
- Аксиологический аспект предсказаний это
АКСИОЛОГИЯ – что это такое. Учение о ценностях
Аксиология – это теория ценности, как особенная наука в философии появилась в России в конце 19 века. Человечество всегда волновала система ценностей, ее место в отношениях между людьми. В каждой социальной группе были свои понятия о добре, зле и истине, это отразилось в трудах многих ученых.
Что такое аксиология?
Что изучает аксиология? Ответ на этот вопрос философы формулируют так:
- темы, сопряженные с естеством ценностей;
- место ценностей в обществе;
- их связь в структуре и – с восприятием человека.
Главной темой своей философской позиции ценности сделал Сократ, определив, что ценность, которую удалось реализовать – это благо и польза. Ученые Средневековья называли такие категории, как полнота бытия, добро и красота. В современной трактовке аксиология, как ветвь философии, проявляется, когда понимание бытности делится на реальность и ценность, в качестве шанса реализовать себя, продемонстрировать способности своего разума.
Что такое аксиология в философии?
Аксиология в философии – это поиск смысла блага для личности, которое можно достичь только через познание внутренних ценностей. Много лет философы разных эпох доказывали свою точку зрения, ведь в каждом веке существовали свои главные ценности. Единых для всех нет, разные люди называют не схожие категории того, что они считают ценным для себя. Ученые отмечают такие проявления:
- Средневековье. Главная ценность – вера в Бога.
- 19-20 века – красота и гармония.
И только в начале 20 века ученые попытались понять, как же видит мир каждый человек, в какой степени данное понимание отвечает внутренним и цивилизованным образцам. Философы-аксиологи ориентируются на формулу идеала, но при общих категориях, ведь у каждого человека – свои представления, даже у мужчин и женщин они отличаются. Поэтому речь идет об объединении философских единиц измерения.
Что такое аксиология культуры?
В современной трактовке аксиология, как учение о ценностях, занимает особое место в культуре, которая сама является сборником ценностей. По аксиологическим меркам, культура – это:
- осуществление ценностных целей;
- мир вещей через восприятие человека;
- идеалы, которые определяют действия и поступки, мотивацию общества.
Аксиологическая цель – сохранить важную роль ценностей. Ценность – это значимость объектов мира для людей, и определяется не по свойствам, а по роли для разных социальных групп. Красоту, добро, честность каждый трактует по-своему, исходя из общих категорий, но нет в мире явлений, одинаково значимых для всех. Есть значимости личные, характерные для пола или возраста, то, что ценно для одного народа может быть абсолютно не существенно для другого.
Функции аксиологии
Аксиологический метод используется во многих науках, потому что система ценностей является основным стержнем любой идеологии. Она определяет рамки поведения человека, этические нормы, развитие вкуса и ощущение прекрасного. Аксиологический подход предоставляет возможность:
- выяснить критерии, более значимые для человека;
- отличить ценность от повседневности в понимании личности.
Исследователи выделяют три функции такой науки, как аксиология:
- В воспитании – мотивация в процессе принятия важных решений.
- В педагогике – привитие нравственных ценностей.
- В культуре – формирование принятых норм.
Аксиологический подход в психологии
Аксиологический подход в психологии часто используется для переоценки ценностей людей, которые оказались в тяжелой ситуации. Нередко на первом месте такие личности ставят ошибочные стереотипы, и чтобы человек правильно осознал личностные и общественные ценности, психологи опираются на аксиологический метод:
- ценности анализируются, как средства преодоления жизненных препятствий;
- определяют нацеленность действий личности;
- фиксируют стремления индивидуума к лучшей жизни.
Аксиологический подход в педагогике
Аксиологический подход в воспитании формирует индивидуальность, которая бережет национальное наследие, выстраивает линию своего поведения, с учетом моральных норм и идеалов. Чтобы воспитать настоящего гражданина, который понимает и умеет ценить свое наследие, педагоги:
- ставят в пример выдающихся личностей на уроках истории и литературы;
- организовывают киносеансы полезных для патриотического воспитания фильмов;
- проводят фольклорные фестивали;
- изучают в экскурсиях и походах историю своего края;
- стимулируют школьников составлять родословную семьи.
Аксиологический подход к культуре
Аксиология культуры выделяет четыре высшие ценности, сформулированные учеными разных времен, и которые постоянно проявляются в духовной жизни:
- Вера или Бог.
- Добро.
- Красота.
- Истина.
Ценность воплощает подход к конфигурациям людского существования, стягивает духовное к разуму и воле человека. Поэтому аксиологическая функция – определять ценность, как осознанное бытие для каждой личности. Существует три уровня культуры в реализации ценностей:
- Низший. Моральные категории существуют, как значимости.
- Специализированный. Ценности могут реализоваться в поведении и поступках.
- Полноценный. Высшей ценностью становится сам человек своим отношением к миру.
Источник
Аксиологический аспект науки
Аксиология есть наука о ценностях. Ценность– явление внешнего или внутреннего опыта, взятое в аспекте его значимости для человека, для реализации потребностей целей, идеалов; в аспектежелаемого, должного.
Ценности направляют самоопределение человека, выбор им модели своего Я, образа жизни, жизненного пути.
Ценности можно классифицировать по разным основаниям:
▪ по степени значимости для человека (ценности положительные, отрицательные, иерархия ценностей);
▪ по субъекту (ценности индивидуальные, групповые, всенародные, общечеловеческие);
▪ по сферам (ценности экологические, технологические, экономические, социальные, политические, правовые, духовные, ценности культуры (науки, искусства и др.).
Ценности в области науки обусловлены тем, что наука есть результат разделения труда, область производства идеального продукта, объективно верного знания, исполняющего важные общественные функции – проектирования моделей будущих вещей и процессов, объяснения, предвидения, прогнозирования, ориентирования человека в сложной системе «человек – общество – природа». С этими функциями связана социальная ответственность как отдельного ученого, так и научного сообщества.
Ценности всех наук определяются тем, что науки, в общем и целом, работают на социальный заказ, на удовлетворение назревших потребностей. Ученый должен исходить не только из объективного понимания процессов, но и из тех следствий, которые вытекают из теоретических построений: содействуют ли эти построения большей свободе, справедливости, благополучию людей.
Ценностные установки социально-гуманитарных наук(СГН) обусловлены особенностями их предмета познания:
▪ сам предмет СГН включает в себя, в отличие от предмета ЕН, ценностное содержание: процессы экологические, технико-технологические, экономические, социальные, политические, правовые, духовные непосредственно связаны с потребностями, целями, идеалами человека; поэтому ценностный компонент в социально-гуманитарном знании содержится в большей мере; ученый призван исходить в равной мере, не только из объективных оснований, но и из оснований субъективных, из устремлений субъектов общественного жизненного процесса; социальные ценности включены в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности;
▪ предмет СГН в отличие от предмета ЕН обладает свободой воли; субъекты самоопределяются в выборе вариантов действия, общения, мышления, начинают всякий раз новые причинные ряды, самодетерминируют себя; поэтому социально-гуманитарное знание непосредственно переходит в область теории ценностей; т.е. это знание должно содержать такой убедительный ценностный компонент, который принимался бы людьми добровольно, свободно, искренне, эмоционально и знание превращалось бы в убеждение.
▪ чтобы субъект СГН мог порождать такое ценностно определенное знание, он сам должен быть на высоте того сложнейшего предмета, который он исследует; т.е. должен быть с должным духовным уровнем, чувствовать и понимать нравственные, эстетические и иные устремления людей, иметь развитое гражданское самосознание, общекультурную подготовку, историческую память, ответственность перед Богом, Родиной и народом и др.
Ценностная нагруженность социально-гуманитарного знания порождает проблемы – как соотнести объективное содержание такого знания с его ценностным компонентом? Как избежать идеологизации такого знания?
Например, как толковать историю, т.е. те процессы, которые уже закончились и не существуют в настоящем в своем прежнем виде? Конкретней, как толковать советский период в истории России, сам коммунистический проект? Можно исходить из фактов, наука обязывает. Но факты можно толковать, исходя из личных убеждений, социального опыта, из интересов той или иной социальной группы, класса.
В СМИ советский период толкуется сугубо отрицательно. Советский период – это «Гулаг», детище тоталитаризма и т.п. Сталин – это сущий злодей, а коммунистический проект – вредная утопия.
С каких же позиций следует на самом деле толковать советский период в СГН? Не с позиций классовых пристрастий, но с позиций целого – интересов народа России, который трудится, создает реальное общественное богатство. По всем социально-культурным показателям советский период превосходит нынешний. Историю надо мерить соответствующей же ей меркой – самим последующим ходом истории. Если советский период – это «Гулаг», а СССР – «империя зла», то с чем мы, ныне живущие, остаемся? В таком случае мы предстаем как обреченные неудачники истории, авторы империи зла. Поэтому мы должны смириться с ролью неудачника истории и послушно следовать за Западом.
Но именно Запад пропагандирует такие нелепые оценки советского периода, чтобы сделать из нас свои послушные живые инструменты. Кто же спас Запад от Гитлера и его 17 стран-сателлитов? Кто же руководил страной-победительницей? Кто практически предложил впервые в истории проект самого справедливого общества на планете? Достаточно поставить вопросы с позиций исторической перспективы, с позиций интересов тружеников и от нелепых оценок советского периода не остается и следа.
В СГН следует за решением частных вопросов всегда видеть целое, историческую тенденцию, интересы народа, исходить из перспективы процветания Отечества, а процветание Отечества осознавать как фрагмент цветения человечества. Это сложно, но зато и благодатно как в теоретическом, так и в практическом отношениях.
За борьбой концепций в СГН всегда скрываются интересы больших социальных групп. Следует осознавать такие интересы и сознательно становиться на ту или иную социально-гражданскую позицию. В выборе позиции существует один верный критерий – нравственный; следует исходить из интересов целого, трудового народа, всеобщего блага. Ныне встают острые проблемы гуманитарного контроля в науке и в высоких технологиях, проблемы экологической и социально-гуманитарной экспертиз научно-технических проектов. Суть проблем состоит в эрозии нравственности, научной совести под давлением алчных интересов нетрудового обогащения.
Эмоционально-ценностный аспект научного творчества мало чем отличается от такого же аспекта в иных видах деятельности.
Это, во-первых, воодушевление, вдохновение от достойного содержания, которое исследует ученый; порыв к истине, к познанию великого и прекрасного измерения мироздания, человеческой истории, самого человека; т.е. чувство приобщения к великому делу, к великой тайне мироздания, к вечности. Выход за пределы индивидуального сознания, личной субъективности. Без такой сильной познавательной страсти большая наука невозможна.
Во-вторых, это особое духовное состояние ученого, горение любящего сердца, которое направляет мышление, волю, воображение на достойный предмет, дает силы перевоплощения в предмет, слияние с ним, погружение в него, растворение в нем. Отсюда возникает предметность мысли: ученый излагает суть предмета, исходя из содержания предмета языком предмета, вынося личное за скобки. Так возникает предметно-конкретное мышление с большим эвристическим потенциалом.
Надо духовно созерцать предмет, его самость, его «я», прослеживать, как эта самость становится, оформляется в устойчивые формы, а затем уже излагать весь процесс в понятиях. Иначе будет псевдомышление без предметного содержания, игра терминами, их произвольное связывание. Такими текстами наполнены многие современные «научные публикации» по СГН.
В-третьих, это искренняя озабоченность общим важным делом, сочувствие «униженным и оскорбленным», чувство служения Отечеству и человечеству. Такая личная сопричастность процессу облагораживания общей жизни рождает преданность истине, научную совесть, бескорыстие, твердость позиции в экспертизах и рецензиях.
Источник
Аксиологический аспект предсказаний это
1. Идеальное бытие: сознание, мышление, язык
1.1 Каковы современные естественнонаучные данные о мозге как источнике идеального?
1.2 Каково соотношение мышления и языка ? В чем сходство и различия между ними?
2. Гносеология и ее категориальный аппарат
3. Сущность познания, его субъект и объект
4. Цели познания и его методы
5. Структура процесса познания
6. Аксиологический аспект познания
7. Сущность методологии. Теория и метод
8. Основные методологические принципы
9. Методы познания: общие и специальные
10. Философская концепция человека: его сущность и смысл существования
10.1 Каковы соотношение между понятиями «человек», «индивидуум», «личность» и «индивидуальность»? Кратко.
10.2 Как понимает сущность человека новейшая философия постмодернизма?
11. Общество как целостная система, его отличия от природных систем
12. Динамика общественного развития, его факторы и формы
12.1 Каково содержание глобальных проблем современности?
13. Философская концепция культуры кратко
13.1 В чем сущность религиозной веры и каковы ее особенности? Кратко.
13.2 В чем заключаются специфика научного знания, его основные признаки? Кратко.
13.3 Какова структура современной науки?
13.4 Какова сущность и специфика эстетического, художественного освоения действительности?
13.5 Каковы основные функции, задачи искусства? Кратко.
13.6 Что такое этика и мораль?
13.7 Каковы основные концепции происхождения морали? Кратко.
13.8 Каковы трудности, предпосылки и результаты философского осмысления целей человеческой жизни?
14. Специфика гуманитарно-социального познания
« назад Оглавление вперед »
5. Структура процесса познания « | » 7. Сущность методологии. Теория и метод
Возникновение и содержание понятия ценности. Гуманистическое измерение современной цивилизации. Значение гуманистических ценностей для развития России. Аксиологический императив.
Общее понятие о методе познания. Филосовские методы: метод материалистической диалектики. Идеалистические подходы. Прагматизм, интуитивизм и аксиологический подход. Общенаучные методы: социальный эксперимент, метод историзма, герменевтический метод.
Источник