Архимандрит Наум (Байбородин) о возрождении России
Слово к 100-летию революции
13 октября 2017 года на 90-м году жизни преставился ко Господу старейший насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, известный на всю Россию старец и духовник архимандрит Наум (Байбородин).
Проститься с почившим старцем можно в церкви преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезном храме Лавры).
Божественная Литургия и отпевание состоится в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры в воскресенье, 15 октября, в 7:30 утра. По завершении заупокойного богослужения будет совершен чин погребения.
Публикуем слово старца о сути того, что происходило в России 100 лет назад, и о сути нынешних времен.
По проповеди одного пророка Ионы Ниневия и все жители ее покаялись и были спасены в то время, как их город должен был погибнуть. А у нас до революции сколько было святых! Святой праведный Иоанн Кронштадтский, блаженные Паша и Пелагея Дивеевские. Ведь могли же они все помолиться Богу, чтобы Он не допустил революции. Сколько тогда еще по стране действовало семинарий, сколько церковно-приходских школ! Но в стране уже заправляли сатанисты. С различных руководящих да учительских должностей православных верующих увольняли. Ставили каких-то французиков. Раньше священники учили Закону Божию, а к началу XX века в классах стали учить блудники. Моя мама пошла в школу в 1908 году. Раз сходила, два сходила. Потом приходит и говорит: «В такую школу и ходить нечего». – «Чему вас там учили?» – «Учителя говорят: «Мы теперь будем строить счастливую жизнь без попов и без царей!»» Тогда же столько было прозорливых, почему они не позаботились о народе? Почему допустили революцию? И в армии почти все сплошь предателями оказались.
В мире сегодня много власть предержащих, поклоняющихся диаволу. Они ненавидят Евангелие, Церковь и Православие. У сатанистов все извращено. Это они организовали революцию в России в начале XX века и в этом веке тоже уже неоднократно пытались устроить переворот. Но В.В. Путин все-таки предпринял меры, не допустил гражданской войны. Не произошло переворота, не дошло до стрельбы.
Главное – сохранять единство народа. До сих пор тайна: как во время Второй мировой войны вся Европа работала, чтобы погубить Россию, а мы выстояли. Мы все равно смогли быстро наладить производство танков и самолетов в достаточном количестве, даже наука во время войны развивалась. Когда в начале войны советская власть столкнулась с чудесами, происходящими на фронтах, то было приказано открыть храмы, восстановить Патриаршество. Церкви были открыты и на оккупированной территории.
Вопрос веры тогда был решающим. 4 сентября 1943 года состоялась кремлевская встреча Сталина с местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским), митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским) и митрополитом Киевским Николаем (Ярушевичем). Тогда же было принято решение об открытии Лавры, возобновлении богословских курсов.
Сегодня в России необходимо определять людей так, чтобы каждый был на своем месте. Вредителям или бестолковым ничего доверять нельзя. Нам необходимо сейчас мобилизоваться, снять с руководящих должностей нравственно ущербных чиновников и начальников. 100 лет прошло после устроенного в России переворота. Сатанисты не отказались от своих планов насчет нашей страны. И сейчас во власть продвигают врагов Христовых, которые люто ненавидят Церковь. Начни где-нибудь в школе или в институте всерьез говорить истину о Христе, так и уволить могут. Руководящие должности не должны занимать нравственно нечистоплотные люди. Это касается и руководства отдельных предприятий, и городского управления, и общефедерального – министерских кресел.
Народу сегодня нужны добрые правители всех уровней. Надо привлекать старых и мудрых людей, чтобы с ними советоваться и чтобы через бестолковых правителей не хулилось Имя Божие. Надо, чтобы сами люди, чувствуя в жизни во всем Божие устроение, стали добрыми. Господь в каждого вложил определенные таланты. И все должны соблюдать заповеди. Они даны для всех. А как соблюдать Закон Божий, если он неизвестен? Библию надо читать. Причем читать лучше даже по-церковнославянски. Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене (Исх. 20: 2-3).
А сейчас в мире утверждается система юридического признания однополых браков, продвигаются законы о смене пола. В Англиканской церкви таких венчают, даже епископы такие у них есть. Необходимо исключить мужеложество, убийство нерожденных младенцев, продажу земель и имущества русского государства. В провинции, рассказывают, иностранцы часто скупают в округе производство, русских увольняют и грабят, высасывают ресурсы, а деньги отправляют за границу. Если так пойдет дальше, придешь к такому хозяину земли русской: «Ты от обезьяны произошел?» – «Я от Бога!» – «Вот и иди с Богом, питайся».
Если в России зло будет распространяться, то этим будет приближаться конец света. Может быть большая война. Если взять большую веревку и один конец будут тянуть одни, другой другие, то понятно, что кто-то в конце концов перетянет. Вот если современные саддукеи и фарисеи, блудники, убийцы, воры да развратники перетянут, то молитва верующих уже не остановит бедствий. Должно утверждать Евангелие, водворять Истину, добро и святость. Особенно женщин надо привести в порядок, прекратить блудодеяния. Веру Божию надо воздвигать, а не уничижать. Россия погибнет, если не пресекать богохульство.
Видимо, конец уже близок. В Африке сейчас много чудес происходит. Многие принимают Крещение. Переходят из мусульманства, исповедуют Христа, Матерь Божию. Известен случай, как один убил жену-христианку и малолетних дочек, закопал их, а одна из девочек явилась и сказала: «Мама кормила нас грудью, Господь нас всех воскресил». Или также был случай с арабом-мусульманином в Сирии: долгое время у них с женой не было детей, и его родители уже требовали, чтобы он развелся с супругой, взял другую, способную родить наследника. Но он любил свою жену, молился Матери Божией, и Она послала ему ребенка. Тогда он собрал свои деньги и поехал в монастырь, чтобы сделать пожертвование на святую обитель, посвященную его Благодетельнице. Мусульмане, узнав об этом, ограбили его и, разрубив его тело на части, спрятали в багажник машины. Проехали сколько-то, а у них машина встала. Не едет дальше, и все. Мимо проезжала полиция и остановилась. Полицейские решили их проверить. Сказали открыть багажник. Тем ничего не оставалось, как это сделать. Открывают и видят, что он жив! Истекает кровью, но жив! «Матерь Божия, – говорит, – даровала мне жизнь, Сама накладывала швы». Этот араб крестился. Мусульмане намеренно делали все, чтобы умолчать об этой истории.
В свое время евреи – сыны Царствия – изверглись. Призваны были язычники, потомки Иафета, европейские народы, которые сейчас все больше уклоняются в нечестие. И точно так же, как когда-то евреи, сейчас извергаются по неверию европейские народы, а потомки Хама – прежде всего, живущие в Африке – познают и исповедуют Христа.
Раньше в Российской империи в школах преподавали Закон Божий. Люди соблюдали посты, хранилось Апостольское правило. Монастыри были оплотами веры. И сколько по вере народной творилось чудес! Церковь просвещала народ, много было церковно-приходских школ. В них учили, как жить во спасение души, как сохранять семью, как воспитывать детей нравственно крепкими и жизнеспособными. Все делали для того, чтобы в обществе, в семьях и душах была гармония. Церковь была в союзе с государством. А как воплощался этот союз? Церковь учила, что аборты – это убийство, и государство запрещало аборты. Нация не вымирала. Нас сегодня уже чуть ли не миллиард населения должно было бы быть! За 20 лет правления Государя Императора Николая II население возросло на 50 млн. человек. После богоборческого же периода население сокращалось чуть ли не по миллиону в год. А абортов до сих пор сколько? Убивают и убивают младенцев. А стране так нужны воины, ученые…
Источник
Старец Наум из Троице-Сергиевой лавры пророчество
Старец Наум из Троице-Сергиевой лавры: пророчество на правах рекламы.
[статья из серии по истории пророчеств].
04.11.2019 на «Дзене» появилась статья «Старцы в православии – кто они? Мой рассказ об отце Науме из Троице-Сергиевой лавры» (автор некто: «Дневник Семинариста»):
«Старцы в современном православии это явление примечательное, хоть и не новое. Это не святые, по крайней мере, большинство из них – но и не обычные духовники, которым может быть любой батюшка. Они особые люди, у которых много духовных чад, а также явные дарования в духовной жизни. Расскажу вам про отца Наума, который не так давно ушёл от нас – это был интересный человек!
Как мы с бабушкой ездили к отцу Науму.
Эта поездка начиналась рано утром – обычно затемно. Мы шли пешком до электрички, потом садились и ехали примерно 40 минут до Сергиева Посада, который тогда ещё назывался Загорск. Дойдя до Лавры мы проходили через чугунные двери, «чёрный ход», через который можно было пройти начиная с 6 утра.
Потом к проходной монастыря, через узкую деревянную дверь вниз по галерее, в подвал огромного Трапезного Храма, где и находилась келья известного старца отца Наума.
Там нас ждала длинная очередь – из бабушек, странноватых молодых людей с бородками, священников и монахов. Они все ждали возможности пообщаться со своим духовным отцом, или приехали впервые.
Раньше отец Наум жил в маленькой келье, со входом из коридора, который вёл в столовую под Трапезным храмом, но потом, где-то в начале 90-х ему оборудовали просторное жильё, с большим «предбанником» для гостей, обитое вагонкой и довольно уютное.
Отец Наум принимал всех и обстоятельно расспрашивал, давал советы – простые, но по особому мудрые. Со мной – тогда ещё ребенком он много не разговаривал – только гладил по голове, благословлял и дарил молитвослов из высокой стопки книг, окружавших его кресло.
Моя бабушка относилась к нему истово – выполняла все его советы и искренне, со слезами каялась. Выйдя от него я ощущал подъём и время, потраченное на сидение в приёмной старца не казалось потраченным зря.
Старцы как к ним относиться?
Конечно, отец Наум был по-настоящему благочестивым человеком, который не мог повредить своей пастве и умудрялся помогать тысячам людей. Но есть среди них много людей, которые взяли на себя несоразмерную своим способностям ношу, а то и вовсе – извлекающих из послушных жертвователей немалый доход. Увы – таких среди пастырей немало. Есть и те, кто для поднятие личного авторитета сколачивают мини-секты, как например те, кто протестовал против введения ИНН, называя его «печатью антихриста».
Нужно быть мудрым – и не гнаться за особо одарёнными пастырями, помня, что главный авторитет для нас – Христос и Евангелие.
В последнем моём разговоре с отцом Наумом были затронуты разные направления, в том числе, и о будущем. Наиболее важная информация, которую озвучил старец, касалась политики нашего государства.
Все высказывания можно объединить в одно страшное слово, – «Война» на разных континентах мира. Гореть огнём всей земле ярким пламенем. Пожар затронет многие государства, но не Россию.
Многие народы объединятся для свержения России с престола многовекового лидера. Но не случиться этому никогда. Выстоит наше государство, не падёт духом и волей, будет крепко стоять на ногах. Патриотический дух российских граждан сильнее любых негативных вмешательств в их размеренную жизнь. Это одно из самых сильных оружий, не подвластное никому.
Страна не покорится никому, а, наоборот, будет здравствовать и править миром так, как угодно Богу, – говорил старец.
Впрочем, это не говорит о том, что российским гражданам светит беззаботная жизнь. Мы не сможем остаться в стороне от мировых событий. Однако трудности, непосильные для другого народа, сплотят и объединят в неистовую силу всех россиян. Победа наших дедов в Великой Отечественной Войне является лучшим примером и доказательством, что нам не страшны ничьи нападки.
Итак, отец Наум предсказывал великое будущее нашей стране, которое обеспечит светлую жизнь нашим детям. Подобные предсказания вселяют в граждан веру в свой народ».
* * *
Лепота.
Уже одно то обстоятельство, что автор скрылся за «ником» – «Дневник Семинариста» говорит о многом, в частности, что в статье есть недостоверная информация.
А как её может не быть в современных условиях, когда в сознании миллионов людей, проживающих на территориях бывшего Советского Союза, течение истории разделилось на два независимых потока – «до» и «после» развала.
«До развала» – свободное юридическое и экономическое пространство, непрерывное развитие науки, техники, образования, медицины, постепенное, но неуклонное расширение личных свобод.
«После развала» – превращение Советского Союза в конгломерат пятнадцати политических государств с «примитивной националистической» идеологией, с «перманентным» экономическим кризисом, с поворотом к системе тотального контроля над личностью.
После этого только остаётся мечтать о «великом будущем, которое обеспечит светлую жизнь нашим детям. ».
[Историческая справка.
Архимандрит Наум (в миру – Николай Александрович Байбородин) родился 19 декабря 1927 года, в с. Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области в семье крестьянина. Один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви последней четверти XX – начала XXI веков.
В 1957-ом поступил в Московскую духовную семинарию.
14 октября того же года был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
14 августа 1958 года наместником обители архимандритом Пименом (Хмелевским) был пострижен в монашество с именем Наум (в честь преподобного Наума Радонежского).
8 октября того же года, был хиротонисан в сан иеродиакона.
8 октября 1959 года митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик) рукоположил иеродиакона Наума в сан иеромонаха.
После окончания в 1960 году по первому разряду духовной семинарии, поступил в Московскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия.
25 апреля 1970 года иеромонах Наум возведен во игумены.
В 1979 году ко дню Святой Пасхи игумен Наум был возведен в сан архимандрита.
С 2000 года вошёл в Духовный совет Троице-Сергиевой лавры.
Скончался утром 13 октября 2017 года].
Источник
Военачальник духовного фронта
Памяти архимандрита Наума (Байбородина)
Он не боялся говорить правду
– Отца Наума я знаю давно, уже, наверное, лет 50. Он подвижник.
Приезжал к нам в Псково-Печерский монастырь, когда я там еще нес послушания [1] . У него в Печорах был друг архимандрит Анастасий из-под Киева, болел отец Анастасий очень сильно… Надо призвать народ, чтобы и об упокоении отца Анастасия сейчас помолились. Нужно всегда молиться и о близких усопшего: родители у отца Наума папа Александр, мама Пелагея.
Мы с ним и потом на протяжении всей жизни постоянно встречались в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре или где-нибудь еще в поездках. Удивительно как, что он пришел в Лавру на Покров и преставился 60 лет спустя под этот праздник.
Отец Наум – старец, он принимал народ. А это труд такой, который требует перемены деятельности, иначе «закопаешься» так, что не встать, – поэтому он так усердно молился и окормлял, конечно, по молитве к Богу.
Он не боялся говорить правду, вразумлял народ. К сожалению, не все священники на это отваживаются. Чего ждут? Пока опять разверзнется адская бездна и будут вешать и убивать? Безусловно, за правду на батюшку очень много нападок было, даже отравить пытались.
Архимандрит Наум – воин духовного фронта, военачальник, он сдерживал своим словом, благословениями и молитвой сильнейший натиск врага на нашу страну и вообще на человека как создание Божие. Люди сейчас особенно должны подвизаться, молиться, каждый день читать Евангелие и жить по нему – это очищает; участвовать в Таинствах церковных.
Вы только представьте себе: грех каждого человека имеет космическое значение, подталкивает мир к катастрофе; точно так же и добродетели любого из нас в силе предотвратить беду.
Он завещал нам всегда быть с Богом
– От отца Наума всегда исходило спокойствие, мир. Люди к нему приходили с разными бедами, скорбями, ЧП, несчастными случаями и т.д. А батюшка всегда – с Богом. Это устроение он и нам завещал. Господь неизменно спокоен. Дай Бог нам хоть в малой мере стяжать это присущее старцу единение со всевидящим и всеведущим и управляющим нашей жизнью Творцом, тогда и суетиться не будем. Надо же наследие от старца воспринять.
Он предотвращал расколы
Схимонахиня Серафима (Антипина), московский Покровский ставропигиальный женский монастырь:
– Отца Наума я знаю уже более 30 лет. Много он сделал доброго для всей нашей семьи. Детей моих женил, замуж отдал. Помню, дочка закончила училище, а он ей и говорит: «Всё, хватит учиться, я тебе жениха нашел!» И знакомит ее с семинаристом. А ему говорит: «Вот, Геннадий, тебе жена!» И такие семьи крепкие, теплые получались. Сколько деток по его благословению родилось. Когда его люди слушались, всё было хорошо. Меня он сначала на монашество, потом на принятие схимы благословил.
Отец Наум был очень прост в общении и доступен. Единственное, он был всегда таким стремительным, что его надо было еще умудриться догнать. Но если хватало сноровки, батюшка уже не отказывал в слове утешения и наставления, благословлял, молился за тебя.
Столп Православия XX века
Гурий (Федоров), епископ Арсеньевский и Дальнегорский (Приморская митрополия):
– Когда перед отпеванием отца Наума я вышел от раки преподобного Сергия, которому было видение многих птиц, я поразился, сколько их собралось над Лаврой! Сам я некогда был лаврским насельником, жил здесь много лет, но такого скопления птиц, слетевшихся на проводы старца, никогда не видел.
Батюшка Наум – величайший чудотворец, прозорливец. У него духовные чада по всему миру Православие утверждают: игумены, игумении, священники, епископов много. Отец Наум – столп Православия XX века.
Сам я знал отца Наума с 1980-х годов. До этого я попал на исповедь к отцу Венедикту (Пенькову), а он всегда, точно желая поделиться этим сокровищем общения с такими старцами, прямо нас направлял: «Сходи к отцу Науму, сходи к отцу Кириллу». Потом меня и старица Любушка Сусанинская, когда я уже был иподиаконом у Святейшего и мне стало трудно выбираться к отцу Венедикту, которого перевели в Оптину пустынь, благословила: «Ходи к отцу Науму!» Последние пару десятилетий я и окормлялся у него.
Иногда и крепко доставалось от старца, но всегда это было душеполезно – я ему за все внушения благодарен. То, что батюшке было дано из состояния неправильного привести в устроение трезвенное и верное, – это очень ценно. Он мог направить на истинный путь и подтолкнуть с любовью.
«Иди слушайся!»
– Отец Наум издал потрясающее количество духовной литературы. У него в Сергиевом Посаде был у кого-то из чад домик неподалеку от Лавры, весь заставленный книгами, там целые машины приезжающие к нему загружали и везли каждый в свои веси и города людям на раздачу. По этим книгам будет воспитано еще не одно поколение христиан. В его сборниках такие жемчужины духовного опыта собраны! Открываешь любую книгу и зачитываешься. Остается только себя понуждать к исполнению прочитанного в память старца.
Самого меня отец Наум из мира вытащил, я, можно сказать, хулиганом был, а он меня священником сделал [2] . «Иди, – сказал, – слушайся». Слава Богу, у меня тогда хватило ума послушаться отца Наума! Остальное всё по его молитвам устроилось.
Представляете, а он тогда к нам далеко в горы Киргизии буквально на пять минут заехал и остался на 10 дней. За это время многих обратил к вере, и еще многие обратятся, прочитав написанную им тогда в наших горах книгу, «Путеводитель» называется. Их тогда к нам трое, как Ангелы к Аврааму, явилось: нынешние митрополит Астраханский и Енотаевский Никон, епископ Щадринский Севастиан (бывший протоиерей Александр) и отец Наум.
Встреча со старцем изменила всю мою жизнь.
Знакомства на вырост
– Отец Наум – старец всея Руси. Он изменил жизнь многих людей, и тем самым он изменил жизнь нашей страны. Все, кто к нему попадал, замечали, что жизнь их меняется, ее уже делили на ту, которая была до и после встречи.
География его влияния простирается на всю каноническую территорию Русской Православной Церкви, не только в России, но и далеко за ее пределами. Со всего мира к нему ехал народ. Иногда он тебя благословлял с кем-то познакомиться, ты сначала не понимал зачем, а через некоторое время что-то в твоей жизни менялось именно так, что тебе нужна была помощь этого человека.
У отца Наума была огромная любовь к людям. Когда к нему приходил человек, он старался сделать максимум, чтобы приблизить эту душу к Богу. Делал всё, чтобы эта душа спаслась. Его отличало неравнодушие. При этом в нем не было никакой страстности, а всегда чувствовалось просто доброе расположение к каждому, спокойствие. Знаю, что многих батюшка исцелял.
Милость Божия, что мы соприкоснулись с отцом Наумом. Надеемся, он и дальше будет присутствовать в нашей жизни.
От Адама до Потсдама
– Когда я еще сам учился в Московских духовных школах, мы, студенты, как-то раз вместе с отцом Наумом ездили на праздник Рождества Пресвятой Богородицы в местечко Епифань. Расположено оно недалеко от Куликовского поля, там погребали наших убиенных воинов. Старец ехал туда служить Литургию. Вставать нам пришлось в половине четвертого утра. Для студентов это была несусветная рань.
Доехали, батюшка отслужил там Литургию, сказал вдохновенное слово. Потом мы ехали назад, в Лавре оказались часам к пяти вечера. У нас, студентов, была только одна мысль: добраться побыстрее до кроватей и, рухнув, забыться сном.
А батюшка Наум бодрым шагом проследовал в Троицкий собор, участвовал там в пении воскресного Акафиста. Но и этого мало: он еще и после Акафиста сказал свое обычное слово! А оно включало описание времен, как говорили, «от Адама и до Потсдама» [3] , а то и до Второго Пришествия.
«У тебя жена была…»
– Отец Наум умел в каждом разглядеть то, к чему человек Господом предназначен. С кем-то надо было построже, с другим помягче разговор повести, чтобы человек осознал свое призвание. В этом и проявлялся дар рассуждения, которым Господь наделил старца. Со мной батюшка держал себя сурово. Я где-то году в 1996-м попал к нему впервые. Он мне сразу сказал: «У тебя жена была…» «Как это, – думаю, – была?!» А она через полгода действительно ушла!
К батюшке я уже тогда постоянно ездил, и он на протяжении пяти лет спрашивал у меня: «Будешь монахом?» «Не знаю», – говорю. Хотя желание уже вызревало, но и нерешительность еще присутствовала. А когда я уже спустя пять лет к нему приехал, он уже сам внутренним взором как-то увидел, что я утвердился в этом пути, и отправил меня в монастырь.
Архимандрит Наум мне на всю мою оставшуюся жизнь точно буйки проставил, за которые мне в духовной жизни «заплывать» не надо. Он вообще, наверное, всем своим чадам на будущее всё сказал. Проходит время, человек дорастает до понимания сказанного, и в целом картинка слов старца проясняется. Я уже много лет окормляюсь у батюшки, что-то произойдет, и сразу на память его слова приходят, сказанные, может быть, за годы до того, но они тебе и сейчас помогают. Какой же мудростью его Господь наделил! Явно батюшка наставлял нас, действуя по благодати Божией.
«Дали тебе дыхание!»
– Отец Наум в истории Церкви нашего Отечества уникальное явление. Таких людей, как он, если и рождается на поколение 4–5 человек, то они своей молитвой держат весь мир. Святитель Иоанн Златоуст сказал: «О святых мы знаем только то, что они о себе не смогли скрыть». Батюшкина святость многим была неочевидна, потому что он ее и не выставлял напоказ.
Среди его духовных чад были очень разные люди: попадались и внутренне неустроенные, и духовно скрученные, были уже даже потерянные для этой жизни. И тем не менее он, как настоящий пастырь, видел ту сокрытую от нелюбящих глаз жемчужину, которая есть под нагромождением грехов и неправильных поступков в каждом, раскапывал ее и восстанавливал в человеке образ и подобие Божии. Надо было только слушаться отца Наума.
От него всегда исходило спокойствие, потому что он всегда был с Богом. Это устроение отец Наум и нам завещал
Вот стоит к нему очередь – и вдруг духовно воскресает человек! – и никто этого не замечает, беседа идет своим чередом, в очереди люди так и переминаются с ноги на ногу – и вдруг кто-то исцеляется от смертельной болезни! – но все это здесь в порядке вещей, еще десятки людей ждут своей очереди, прием продолжается…
У батюшки была необыкновенная любовь ко всем. Он подавал величайшее утешение. В нем сочетались многие духовные традиции: и преподобных Сергия и Серафима, и Оптинских старцев, и святого праведного Иоанна Кронштадтского. И при всей своей духовной необъятности он был всегда прост, доступен, скромен. Даже как-то незаметен. Бывало, что и в некотором поношении пребывал и относился к этому спокойно (см.: Мф. 5: 11).
Мне вспоминается случай, когда одна женщина, мать двоих маленьких детей, заболела тяжелым недугом, при котором легкие точно «цементируются» и вылечить их уже невозможно, а если делать операцию, то прикосновение скальпеля оборачивается тем, что легкие начинают крошиться. И вот эта мать, которой врачи сказали, что жить ей осталось не более двух месяцев, в отчаянии приходит к отцу Науму, стоит в очереди, потом подходит к старцу, он начинает с ней разговаривать и в какой-то момент как-то невзначай говорит:
Он в человеке из-под нагромождения грехов и дурных поступков восстанавливал образ и подобие Божии
– Ну вот, дали тебе дыхание.
А потом оборачивается на тех, кто был с женщиной, и говорит:
– Что вы ее ко мне привели? Ее надо к врачу вести! Я что, врач? – и ей говорит: – Иди-иди к врачу.
А когда ранее обследовавший ее профессор провел очередные исследования, то констатировал, что она полностью исцелилась. Вот такое чудо! «Дали тебе дыхание!» Такое дыхание духовной жизни батюшка дарил в изобилии всем. Кто способен был вместить этот дар, принимая его, воскресали к вечной жизни.
В Архангельском чине
– Старец Наум каждодневно ходил на утренний, в 5:30, братский молебен, еще и до него успевал в своей келлии прочитать, бывало, по несколько глав Евангелия. Но также он неопустительно бывал и на вечернем богослужении, насколько у него было сил к этому. У нас, его чад мужеского пола, было так заведено, что если кто не успел или не попал к нему утром на исповедь, когда он принимает, то мы шли в храм, заходили, у кого было благословение, во святой алтарь, где он обычно молился по вечерам, и там просили его поисповедать. Тогда же можно было задать и решить различные вопросы.
Однажды, когда я пришел к нему в придел святого великомученика Феодора Стратилата в Успенском соборе, он в какой-то момент исповеди спросил меня:
– Как ты думаешь, может ли у человека Ангелом-хранителем быть Архангел?
Тогда я припомнил, что где-то в житиях или в другом источнике прочел, что у преподобного Антония Великого был не простой Ангел-хранитель, а именно Архангел. И я отцу Науму ответил утвердительно:
– Думаю, что может.
Он тогда, по-моему, сказал, что ни в каком догматическом богословии таких тайн не записано, и много вслух славил Господа за Его милость к нам, грешным человекам, за то, что Господь даровал нам постижение Его неизреченных таин.
«Болезни бывают за грехи, в том числе за грехи родителей и дедов, – говорил отец Наум. – А врачи современные подчас не лечат, а калечат». Поэтому, чтобы облегчить болезни, надо творить больше добрых дел, не упускать случая проявить милосердие, – наставлял он.
Отец Наум говорил: «Общество только тогда начнет выздоравливать, когда детей в школах будут учить верующие люди»
Старец, нелестно характеризуя нынешние времена, также говорил, что нельзя подпускать к детям учителей-блудников и учителей-атеистов, ибо они будут детские души губить и развращать. Чтобы преподавать в школе, – говорил он, – будущий учитель должен прочесть: Евангелие, все двенадцать томов житий святых, творения святоотеческие и много другой духовно-нравственной литературы. Общество только тогда начнет выздоравливать, когда детей в школах будут учить верующие люди, а учителей-развратников и богоборцев будут отстранять от преподавания.
«Перед революцией 1917 года была уже подобная ситуация, – напоминал отец Наум. – Тогда в общеобразовательные школы и духовные семинарии внедряли учителей и преподавателей революционеров, развратников и богоборцев. Они-то и всевали по указке своих хозяев религиозный скепсис, развращали семинаристов и малолетних учеников». «Как это может кит проглотить человека?! – восклицал богоборец, прорвавшийся преподавать в семинарии, комментируя Книгу Ионы пророка. – У кита глотка маленькая, он больше кулака ничего съесть не может, и это, мол, антинаучно, что написано в Библии». Святитель Филарет (Дроздов), умнейший человек своего времени, на это недоумение отвечал: «Если бы в Священном Писании было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона – кита, я бы и этому поверил». Но еще не укрепленные умы могли соблазниться уловками провокаторов. Отец Наум приводил данные, опубликованные некогда в журнале «Вокруг света» (по-моему, за 1976 год или ранее), где описывался реальный случай: упавшего у берегов Южной Америки за борт с канадского китобойного судна матроса проглотил кит, а через сутки из брюха кита достали этого матросика, покрытого всего кровавым потом, но живого и невредимого.
Примечательно, что 40-й день – срок, когда предстанет душа человека пред Творцом, чтобы выслушать приговор частного суда, совершающегося до Суда всеобщего, – у батюшки Наума приходится на 8/21 ноября – празднование Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. Верую, что архимандрит Наум будет причтен к Архангельскому лику, как и глубоко чтимый им святой старец Варсонофий Оптинский. Про преподобного Варсонофия сам отец Наум нам говорил, что тот в райских селениях в чине Архангела. Ведал это старец.
«…хочешь – Ангела, хочешь – демона»
– Батюшка говорил, что я на его руках выросла. 35 лет я у него регулярно окормлялась. В первый раз меня к нему привели, когда мне было 6 лет, в Предтеченский храм, там он принимал исповедь. И меня он стал про грехи спрашивать, а я уже была «подкованная», поэтому урезонила старца: «Мне еще рано исповедоваться, так как нет еще семи лет».
Потом, в 16 лет уже, помню, он меня однажды крепко отругал за какие-то мои молодежные делишки, так что я к нему долго еще не подходила. А в 20 лет у меня появилось горячее желание послужить Богу. У меня была ревностно благочестивая бабушка, и, так как вся наша семья, включая моего папу-священника, окормлялась у отца Наума, она мне сказала: «Без батюшкиного благословения – никуда!» – и я пошла к старцу, уже настроившись, что сейчас он меня будет очень сильно ругать. Так и было, но я «уготовихся и не смутихся» (Пс. 118: 60). Снова стала к нему ходить, уже осознав, что Богу иначе нельзя служить, – невозможно, чтобы тебя при этом только по головке и гладили.
Помню, к нему как-то в келлию зашла Светлана Ивановна Романенко из Регентской школы; она стоит, а я перед батюшкой на коленках, и он, указывая на меня, говорит ей:
– Вот сырая глина, в какие руки попадет, то и вылепят: хочешь – Ангела, хочешь – демона.
Я уже старалась не отходить от отца Наума, пусть уж лучше он лепит. Он меня всему научил, ко всему привел, от всего отмолил.
В Хотьково сейчас служит архимандрит Амвросий (Кравчук), раньше его звали отец Анания. Сидели, помню, в приемной, ждали, когда батюшка примет. А рядом со мной оказалась какая-то женщина, которая всё со мной заговорить пыталась и вдруг рассказала о том, что она следователь… Я сразу насторожилась, думаю: надо будет батюшке сказать, что это шпионка какая-то. Тогда все-таки еще советские времена были. Тут зазвонили на позднюю Литургию, батюшка вышел и говорит:
– Идите все на службу, причащайтесь…
Увидел отца Ананию и спрашивает:
– Кто знает, кто такой Анания в Новом Завете? – и начинает рассказывать: – Это тот, кому Господь явился и сказал: «Сейчас Я к тебе приведу Савла, ты возложишь на него руку и введешь в число братии». А вы вспомните, что подумал Анания, как малый ребенок! «Господи, Ты не знаешь, а я Тебе сейчас такую тайну открою: это же шпион!» (См.: Деян. 9: 10–16).
А я слушаю и чувствую, что это меня батюшка обличает! Поклонилась и говорю:
– Батюшка, простите, всё понятно.
Батюшка – прозорливец, у него голова, как мощнейший компьютер, работала. Всегда сразу всё просчитает и сделает так, чтобы никого не обидеть. Помню, однажды стояли в очереди к батюшке, я была с игуменией, матушка прошла вперед, а у двери стоял несколько вздорного характера человек по имени Анатолий, и тут батюшка выглядывает и обращается ко мне:
А мой тезка, видимо, подумал, что его зовут, и подался вперед. Батюшка сразу всё понял и, столкнувшись с ним взглядом, тут же ему сказал:
– О! Ты-то мне и нужен. Там у того-то такая-то проблема, иди ему помоги.
Вот так разрулил возникшее искушение.
Батюшка очень чтил иерархические чины. Никогда ничего супротив вышестоящего не скажет. У меня была такая ситуация. Я училась в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре у отца Кронида печь просфоры. Вернулась к себе на приход, где я тогда еще в миру регентом была, собралась там печь просфоры. А настоятель говорит, что всё надо делать совсем по-другому. Я уперлась: «Меня же, – думаю, – в Лавре учили! Спрошу-ка я сейчас у батюшки…» Но не могу же я ему так и сказать, что настоятель иначе велит, понимаю, что батюшка меня тогда сразу на место поставит. Решила хитро спросить.
– Батюшка, а просфоры так или так надо печь? – интересуюсь.
– Ты с настоятелем своим посоветуйся: как он благословит, так и пеки, – ответил отец Наум.
Про преподобного Сергия говорится, что, как воин перед воеводой, как сын перед отцом, как раб перед господином, он пред Богом ходил и всех так учил, – так и батюшка Наум нас наставлял не ссылаться на то, что время сейчас какое-то другое, нет: «Иисус Христос вчера и днесь той же, и во веки» (Евр. 13: 8).
Старцы отнимаются у народа
– Отец Наум – это целая эпоха в жизни Церкви и нашей страны. Его хиротония в иеродиакона в 1958 году состоялась на память преподобного Сергия, а ровно через год в этот же день его рукоположили в иеромонаха, с тех пор он, сам учась у преподобного Сергия, учит и окормляет народ.
В этом 2017 году от нас ушли один за другим старцы Кирилл (Павлов) и Наум (Байбородин). Еще давно отец Кирилл говорил: «Мы с отцом Наумом в один год уйдем».
Это знамение времен: старцы отнимаются у народа. Именно потому, что люди уже не способны воспринять волю Божию. Обращаются к подвижникам с корыстными целями, чтобы выпросить благословение на что-то угодное им самим. «Это нам надо, то нам надо…» – тараторят. Никто не говорит: «Какова воля Божия, как вы, батюшка, благословите, так и будет».
Отец Наум весьма грозно ответил: «Если хочешь, чтобы Господь твою жизнь сократил, то можешь сокращать богослужение»
Верим, что есть еще надежда на исправление народа. Хотя один из окормляющихся у старца епископов передал, что слышал из уст отца Наума слово, сказанное в сердцах:
– Нынешний народ уже неисправим, он подлежит истреблению.
Такие грозные слова проречены. Это настораживает и обязывает в память о батюшке помнить его заветы, наставления и жить так, как он учил. По Евангелию.
Отец Наум – прозорливец. Это неоднократно подтверждалось.
Помню, однажды (это было лет 15 назад) зашел разговор о богослужении, и кто-то из священников спросил у батюшки, можно ли сокращать службу. Отец Наум весьма грозно ответил:
– Если хочешь, чтобы Господь твою жизнь сократил, то можешь сокращать богослужение.
Вечная память отцу Науму!
По-человечески мы скорбим, но по-христиански уповаем, что обрели молитвенника на Небесах.
21 октября 2017 г.
[1] Алексей Ноздрин, будущий схиархимандрит Илий, поступил в Псково-Печерский монастырь в 1966 году и подвизался там в течение 10 лет, потом решением Священного Синода иеромонах Илиан был направлен нести послушание в русскую Свято-Пантелеимонову обитель на Афон, откуда, также спустя 10 лет, переведен в возрождающуюся Оптину пустынь.
[2] Протоиерей Афанасий Карюгин в прошлом гидрогеолог и предприниматель; после смерти сына он подарил свой бизнес по добыче минеральной воды детскому дому и по благословению отца Наума поступил в семинарию, вскоре став священником. Кстати, многие ребята-выпускники этого частного детского дома «Благодатный источник» также поступают в семинарию. Дочь отца Афанасия приняла монашество и безвозмездно трудится там над воспитанием сирот.
[3] В Потсдаме летом 1945 года состоялась конференция с участием руководства трех крупнейших держав антигитлеровской коалиции: СССР, США, Великобритания.
Источник