7 класс
Контрольная работа по теме «Служебные части речи»
1. Выберите ошибочное утверждение.
1) Частица – служебная часть речи, которая придает смысловые оттенки словам и предложениям.
2) Частица – второстепенный член предложения со значением признака предмета
2. В каком предложении все слова пишутся СЛИТНО?
Имейте (в)виду: правила дорожного движения (не)обходимо соблюдать (не)укоснительно.
(В)связи с (не)прибытием самолёта рейс откладывается.
(В)следствие обильного снегопада на улицах образовались автомобильные пробки.
(По)середине дороги двигался снегоочиститель.
3. Укажите сочинительный союз
1) словно 2) зато 3) потому что 4) хотя
4. В каком предложении есть частица
1) Даже солнце сегодня светит ярче.
2) Из окон мне было видно море.
3) Бабушка крепко держала меня за руку.
4) Я люблю смотреть, как падает снег.
5. Укажите ошибку в употреблении служебных частей речи.
1) Благодаря дождя 2) наперекор обычаю 3) согласно графику 4) вопреки предсказанию
6. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно.
1) Он перевел деньги (на) счет в банке.
2) Изменить ( в) роде, числе, падеже.
3) Дождь продолжался (в) течение недели.
4) (В) следствие какой-то задержки мы отстали от группы.
7. В каком ряду все частицы пишутся РАЗДЕЛЬНО?
Посмотрел(бы), больно(же), скажи(ка)
Дай(ка), хорошо(ли), объяснил(бы)
Напугал(то), угадай(ка), замолчи(же),
Встретить(бы), далеко(ли), страшно(же)
8. В каком ряду оба слова с НЕ пишутся раздельно
1) (не)мог сделать, враг (не)доумевал
2) (не) написанное мною письмо, (не) зная бедности
3) (не)кем заменить, (не) благодаря за угощение
4) ему (не)спалось, (не)здоровый вид
9. В каком предложении во всех словах пишется НЕ?
Н.. дождь, н.. снег, н.. склонять н.. способны испортить мне настроение.
Где бы я н.. бывал, всегда тосковал по дому.
Где я только н.. бывал!
Он н.. ризу н.. был в Петербурге.
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Река шла причудливыми изгибами. (2) Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. (3)Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли цветами. (4) Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи. (5)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты.(6) Лес тянулся почти на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. (7)Лишь кое-где на берегах стояли шалаши и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья. (По К.Паустовскому)
1. Определите стиль текста.
2. Из предложения 2 выпишите предлоги с существительными.
3. Напишите номер предложения с подчинительным союзом
4. Выпишите все частицы из этого текста.
5. Укажите номер предложения с пунктуационной ошибкой.
Источник
Контрольная работа по русскому языку на тему «Служебные части речи» 7 класс
Контрольная работа по теме «Служебные части речи»
1. Выберите ошибочное утверждение.
1) Частица – служебная часть речи, которая придает смысловые оттенки словам и предложениям.
2) Частица – второстепенный член предложения со значением признака предмета
2. В каком предложении все слова пишутся СЛИТНО?
Имейте (в)виду: правила дорожного движения (не)обходимо соблюдать (не)укоснительно.
(В)связи с (не)прибытием самолёта рейс откладывается.
(В)следствие обильного снегопада на улицах образовались автомобильные пробки.
(По)середине дороги двигался снегоочиститель.
3. Укажите сочинительный союз
1) словно 2) зато 3) потому что 4) хотя
4. В каком предложении есть частица
1) Даже солнце сегодня светит ярче.
2) Из окон мне было видно море.
3) Бабушка крепко держала меня за руку.
4) Я люблю смотреть, как падает снег.
5. Укажите ошибку в употреблении служебных частей речи.
1) Благодаря дождя 2) наперекор обычаю 3) согласно графику 4) вопреки предсказанию
6. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно.
1) Он перевел деньги (на) счет в банке.
2) Изменить ( в) роде, числе, падеже.
3) Дождь продолжался (в) течение недели.
4) (В) следствие какой-то задержки мы отстали от группы.
7. В каком ряду все частицы пишутся РАЗДЕЛЬНО?
Посмотрел(бы), больно(же), скажи(ка)
Дай(ка), хорошо(ли), объяснил(бы)
Напугал(то), угадай(ка), замолчи(же),
Встретить(бы), далеко(ли), страшно(же)
8. В каком ряду оба слова с НЕ пишутся раздельно
1) (не)мог сделать, враг (не)доумевал
2) (не) написанное мною письмо, (не) зная бедности
3) (не)кем заменить, (не) благодаря за угощение
4) ему (не)спалось, (не)здоровый вид
9. В каком предложении во всех словах пишется НЕ?
Н.. дождь, н.. снег, н.. склонять н.. способны испортить мне настроение.
Где бы я н.. бывал, всегда тосковал по дому.
Где я только н.. бывал!
Он н.. ризу н.. был в Петербурге.
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Река шла причудливыми изгибами. (2) Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. (3)Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли цветами. (4) Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи. (5)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты.(6) Лес тянулся почти на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. (7)Лишь кое-где на берегах стояли шалаши и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья. (По К.Паустовскому)
1. Определите стиль текста.
2. Из предложения 2 выпишите предлоги с существительными.
3. Напишите номер предложения с подчинительным союзом
4. Выпишите все частицы из этого текста.
5. Укажите номер предложения с пунктуационной ошибкой.
Контрольная работа по теме «Служебные части речи»
1. Выберите ошибочное утверждение.
1) Предлог – служебная часть речи, служащая для связи слов в словосочетании и предложении.
2) Предлог – служебная часть речи, служащая для связи однородных членов предложения.
2. В каком предложении используется не производный предлог, а существительное с предлогом?
Мы хотели бы поговорить (на)счёт оформления реферата.
(В)виду болезни преподавателя уроки отменяются.
(На)встречу выпускников старался прийти каждый.
Купи, пожалуйста, ряженку (в)место кефира.
3. Укажите подчинительный союз
1) тоже 2) что 3) или 4) однако
4. В каком предложении нет частицы.
1) Вот уже кое-где мелькают деревья.
2) Понравилась ли тебе музыка?
3) Бежит и бежит вдаль дорога.
4) Ты же сам написал мне письмо.
5. Укажите ошибку в употреблении служебных частей речи.
1) оплатить за билет 2) указать на недостатки 3) вера в правоту 4) согласно графику
6. В каком предложении выделенное слово пишется слитно.
1)На лыжах (по) этому полю мы шли впервые.
2) Что (бы) подарить другу на день рождения.
3) (В)начале апреля к нам вернутся птицы.
4) Это событие нас то(же) удивило.
7. В каком ряду оба слова с НЕ пишутся слитно.
1) ничем (не) нарушаемая тишина, (не)большое озеро
2) (не)легко решить, (не)смотря на предсказания
3) путь (не) окончен, (не)стерпимая боль
4) (не) на кого надеяться, (не) знакомец
8. В каком предложении ТАК(ЖЕ) пишется раздельно?
Мы долго гуляли по городу, заходили в Эрмитаж и Русский музей, так(же) в Казанский собор.
Так(же), как и моя подруга, я хочу поехать в Прагу.
На празднике дети пели, танцевали, играли, а так(же)читали стихи.
Миша, Вова, а так(же) Коля приняли участие в городской олимпиаде по литературе.
9. В каком предложении перед союзом И должна быть запятая?
Тем утром было тепло и солнечно и мы решили пойти купаться на наше озеро.
На школьных праздниках и концертах всегда выступают старшеклассники и малыши.
Они посмотрели все фильмы с участием этого актёра и прочитали все интервью, которые он давал в различных журналах и газетах.
Снег плотно укрыл землю своим белоснежным одеялом, накинул пушистые муфты на ветви деревьев и кустарников и надел снежные шапки на крыши домов.
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Я люблю северный лес за торжественную тишину которая царит в нем.(2) Особенно хорошо в самом густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога. (3) Лишь между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где проглядывают клочья голубого неба. (4)Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся какими-то гигантскими руками.(5) Сказочно фантастический характер придают картине леса громадные папоротники, которые топорщатся перистыми листьями.(6) Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идете по ковру. (7)Прибавьте к этому слабое освещение, которое падает косыми полосами сверху. (По Д. Мамину-Сибиряку)
1. Определите стиль текста.
2. Из предложения 3 выпишите предлоги с существительными.
3. Напишите номер сложного предложения с сочинительным союзом
4. Выпишите все частицы из этого текста.
5. Укажите номер предложения с пунктуационной ошибкой.
Источник
Правописание существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки
план-конспект урока на тему
Краснокутский зооветеринарный техникум –
ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ имени Н.И.Вавилова» Преподаватель русского языка и литературы: Кусайло Ольга Александровна .
Тема: «Правописание существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки».
1.Обучающие: закрепить навык правописания производных предлогов, научить применять знания на практике.
2.Развивающие: развитие языкового чутья, осознанное овладение нормами языка на основе теоретических знаний.
3.Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка.
Презентация «Правописание предлогов», мультимедийный проектор.
Тип : комбинированный урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков.
Форма работы : индивидуальная, групповая , самостоятельная.
Методы : практический, беседа, самостоятельная работа, закрепление материала, репродуктивный.
- Организационный момент (готовность к уроку, приветствие преподавателя).
2. Фронтальная беседа. (слайд 2-3)
— Что такое предлог? Для чего он служит? ( Предлог — служебная часть речи, с помощью которой выражаются отношения между главным и зависимым компонентами словосочетания.)
— Что мы уже знаем о предлоге? (Предлоги, являясь служебными словами, не имеют самостоятельного лексического значения и поэтому отдельно от других слов не употребляются. Предлоги не являются членами предложения, а входят в состав членов предложения, выражаемых существительными, с которыми они связаны ( зайти в школу — обстоятельство места, грустить о товарище — дополнение).
С точки зрения морфемного состава предлоги делятся на простые и сложные. Простые состоят из одного слова (без, из, перед, около, возле, вследствие, благодаря). Сложные состоят из двух и более слов (вблизи от, начиная с, несмотря на, в отношении, по причине и др.).
В зависимости от происхождения предлоги делятся на непроизводные и производные .)
-Какие предлоги называются производными? (Классификация производных предлогов производится в зависимости от того, с какой частью речи сохраняется у них связь).
-Из каких частей речи образуются производные предлоги? (Выделяются наречные, отыменные и отглагольные предлоги).
-В каком стиле речи употребляются?
Студентам выборочно раздаются карточки. (проверка ошибок в группе).
3.Отличие производных предлогов от омонимичных частей речи.
-Сравним 2 словосочетания: шел впереди и шел впереди колонны
1) Чтобы почувствовать разницу в значении этих словосочетаний, подберем к каждому из них иллюстрацию. Рисунок разместим в соответствующую колонку сравнительной таблицы.
2) Разберемся, в чем состоит разница в грамматическом значении слова ВПЕРЕДИ в этих словосочетаниях. Для этого поместим в соответствующую колонку сравнительной таблицы следующие парные суждения:
— смысловой вопрос задается к слову ВПЕРЕДИ – смысловой вопрос задается к группе слов ВПЕРЕДИ КОЛОННЫ;
— слово ВПЕРЕДИ входит в формулировку вопроса внутри словосочетания (шел впереди чего?) – слово ВПЕРЕДИ не входит в формулировку вопроса внутри словосочетания (шел где? );
— слово ВПЕРЕДИ работает самостоятельно – слово ВПЕРЕДИ работает в предложно-падежном сочетании.
3) Сделаем вывод о грамматической принадлежности слова ВПЕРЕДИ в этих словосочетаниях. ( Шел впереди – наречие; шел впереди колонны – предлог.)
Углубление знаний. (слайд7)
— Как отличить производный предлог от омонимичной части речи? Составим алгоритм. Перенесите получившуюся схему-алгоритм в рабочую тетрадь.
4 . Ввод в новую тему .- (слайд 8 – 15) «Правописание предлогов благодаря, вопреки, вследствие» Определим цель нашей работы на уроке:
— формировать умение правильно писать производные предлоги.
Особое внимание мы будем сегодня уделять написанию предлогов благодаря, вследствие, вопреки. Эти предлоги схожи с самостоятельными частями речи и их нужно уметь отличать, чем мы и будем сейчас заниматься.
Предлоги благодаря, вопреки, согласно, наперекор употребляются только с дательным падежом (согласно вашему распоряжению, вопреки вашему желанию, благодаря чуткому отношению, наперекор судьбе) . Употребление их с родительным падежом недопустимо. Предлог благодаря по своему значению может употребляться только с существительными, обозначающими что-то положительное, то, за что можно благодарить: благодаря вашему совету, помощи, солнечной погоде и т. д. Сочетания типа «завод не выполнил план благодаря ошибкам главного инженера» неверны (правильно: из-за, вследствие ошибок).
Следует знать употребление предлогов из и с с родительным падежом существительного при обозначении направления обратного движения. Предлог из противоположен предлогу в (иду в школу — из школы, еду в Россию — из России) ; предлог с противоположен предлогу на (иду на концерт — с концерта) .
Предлог благодаря по происхождению является деепричастием.
1) Благодаря отца, мы стали с ним прощаться (деепричастие); 2) Благодаря
обильным весенним дождям яровые хлеба были превосходные (предлог). Деепричастие благодаря употребляется с винительным падежом;
лексическое значение деепричастия обусловливает преимущественное
сочетание его с существительными одушевлёнными, винительный падеж
которых совпадает по форме с родительным (благодаря брата, благодаря
учителя за помощь и т. п.). Влиянием форм винительного одушевлённого,
очевидно, и объясняется употребление после предлога благодаря
существительных в родительном падеже, например: «благодаря совета»,
«благодаря весенних дождей» и т. п. Такое употребление является
Лексическое же значение предлога благодаря обусловливает сочетание
его с существительными, имеющими «положительное» значение,
обозначающими нечто такое, чему можно принести благодарность,
например: благодаря вашему совету. благодаря солнечной погоде. и т. п.
Поэтому сочетания вроде Поезд потерпел крушение благодаря небрежности
стрелочника следует считать неудачными.
Предлог согласно по происхождению является наречием. Раньше он
употреблялся в сочетании с первообразным предлогом с; при этом сочетании
существительное ставилось в творительном падеже, например: Савельич,
согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. (П.) Это сочетание
считается вполне литературным и в современном языке, но встречается оно
редко. Вместо него чаще употребляется предлог согласно с дательным
падежом, например: Согласно вашему приказанию рота на смотр
построена. Обороты с предлогом согласно более свойственны речи деловой,
в которой иногда при предлоге согласно встречается родительный падеж
(согласно вашего приказания), что противоречит литературной норме.
При предлоге вопреки, который по происхождению является наречным, в
литературной речи тоже употребляется дательный падеж, например: Вопреки
предсказанию моего спутника, погода прояснилась. (Л.) (Сравните
дательный падеж при глаголе перечить.) В живой речи иногда встречается
ошибочное употребление родительного падежа.
С дательным падежом употребляются ещё три наречных предлога:
навстречу, подобно, наперекор, например : I) Я бросился навстречу брату.
2) Подобно грохотанью дальнего грома за лесом раздавался глухой шум
водопада. 3) Он всё делал наперекор желанию родных. В употреблении
дательного падежа с предлогами навстречу и подобно ошибки встречаются
редко, чаще ошибочно употребляют родительный падеж при предлоге
наперекор: это, очевидно, объясняется влиянием синонимичного предлога
против, который сочетается с родительным падежом (наперекор желанию,
но против желания).
1.Попробуйте поставить вопрос к предлогу.
2. Попробуйте удалить предлог.
Отменили (по какой причине?) по причине облачност и .
Предлоги, как вам уже известно, «работают связистами» – вместе с падежным окончанием они являются грамматическим средством связи слов в предложении. Представим, что такую роль предлоги не выполняют. Не справляешься с работой – иди вон! Удаляем предлог – получаем: отменили облачности. Грамотное получилось выражение? Убедились, что по причине – это предлог?
— Входит ли предлог в состав вопроса?
бежал ( навстречу кому?) навстречу брату;
- Производный предлог можно заменить непроизводным предлогом.
- Между предлогом и словом можно поставить вопрос или прилагательное.
- Наречие можно изъять, а предлог нет.
запомните : 1. Предлог входит в состав вопроса.
2. Он не является членом предложения..
3). Различайте Производные предлоги и существительные Насчет (=о, об) экскурсии (насчет чего?) В течениЕ часа. (В течение чего?) В продолжениЕ пяти дней. (В продолжение чего?) В заключениЕ хочется сказать. В отличиЕ от него. (В отличие от кого?) Но вследствиЕ ошибки. (Вследствие чего?) Е
5.Актуализация изученного . Проверка понимания материала.
Самостоятельная работа в тетрадях. Употребите вместо точек подходящие по смыслу синонимичные предлоги (благодаря, вопреки, вследствие)
… недостатка времени не будем уходить от главной темы.
… густого тумана все полеты отменили.
… ранения Ибрагим вместо парика носил повязку.
…знаниям контрольная работа написана на 5.
… подчиненного положения Якова в пансионе, товарищи обращались с ним небрежно.
… приказу нас разместили в деревне.
Упражнения 531, 532 (у доски)
-Составьте предложения с предлогом благодаря ;
с предлогом в продолжение и с существительным в продолжении ;
с предлогом вследствие и с существительным в следствии .
Благодаря болезни я не был в театре. Согласно графика мы управились во время. Вопреки предсказаний, прогноз погоды не оправдался. Полет был отменен благодаря сильным ливням. Команда была выполнена, вопреки приказа командира.
Тестирование. «Проверь себя».
1- задержка вследствие снегопада
2- в морском течении
3- настороженность в отношении к новичку
4- отступили вследствие больших потерь
5-спорили о заключении рассказа
6- купался в продолжение всего лета
7- в течении реки
8- в течение часа
9- в продолжение утра
10- договорились насчет помощи
11- помог в завершении строительства дома
12- в следствии по делу
Спишите, ставя слова, заключённые в скобки, в нужном
падеже; предлоги, относящиеся к этим словам, подчеркните.
1.Сейчас, согласно (единый генеральный план застройки) города, он
быстро благоустраивается. (Из газет.)
2) В сутки проезжали по (пятьсот), а иногда и по (шестьсот) километров.
3) Они будут видеться, будут каждый день просиживать по (несколько) часов вместе.
4) Благодаря (открытый нрав) Готлиба Шульца вскоре они разговорились дружелюбно. (П.)
5) В Петербурге, вопреки (его собственные ожидания), ему повезло.
6) Благодаря (масса новых впечатлений) день для Каштанки прошёл незаметно.
Составить рассказ «Этот необычный мир», используя производные предлоги.
-Чему мы учились сегодня на уроке? Что закрепляли? Научились ли отличать предлог от существительного с предлогом?
— Как отличить предлог от самостоятельной части речи?
— Расскажите о классификации предлогов по происхождению.
8. Подведение итогов, выставление оценок.
9. Домашнее задание. Подготовка к семинарскому занятию. «Предлоги».
Спишите, ставя заключенные в скобках слова и словосочетания в нужном падеже.
- Согласно (приказ военного коменданта), эшелон был отправлен точно в назначенное время.
- Согласно (распоряжение директора), в цехах была проведена проверка техники безопасности.
- Согласно (предписаний санитарной инспекции), на водостоках были установлены очистные сооружения.
- Владимир решил уехать из родного города вопреки (желание родителей).
- Вопреки (ПРИНЯТОЕ РЕШЕНИЕ)не интересоваться подробностями недавней аварии, мать внимательно слушала радио.
- Благодаря (содействие общественных организаций) спортклуб был переведен в новое благоустроенное помещение.
- Уровень заболевания гриппом среди школьников удалось снизить благодаря (применение профилактических мер).
- Благодаря (централизованное снабжение деталями) цех сборки стал работать ритмично, без перебоев.
Сочетайте данные предлоги с существительными. Полученные сочетания запишите и укажите падеж существительных.
- Вопреки (неверие, сомнение, предсказание, обещание, совет, желание, указание).
- Согласно (приказ, распоряжение, предписание, заявление,обязательство).
- Благодаря (заботы, уход, случай, старание, внимание, друзья, товарищи).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правописание существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки | 42.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснокутский зооветеринарный техникум –
ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ имени Н.И.Вавилова» Преподаватель русского языка и литературы: Кусайло Ольга Александровна .
Тема: «Правописание существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки».
1.Обучающие: закрепить навык правописания производных предлогов, научить применять знания на практике.
2.Развивающие: развитие языкового чутья, осознанное овладение нормами языка на основе теоретических знаний.
3.Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка.
Презентация «Правописание предлогов», мультимедийный проектор.
Тип : комбинированный урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков.
Форма работы : индивидуальная, групповая , самостоятельная.
Методы : практический, беседа, самостоятельная работа, закрепление материала, репродуктивный.
- Организационный момент (готовность к уроку, приветствие преподавателя).
2. Фронтальная беседа. (слайд 2-3)
— Что такое предлог? Для чего он служит? ( Предлог — служебная часть речи, с помощью которой выражаются отношения между главным и зависимым компонентами словосочетания.)
— Что мы уже знаем о предлоге? (Предлоги, являясь служебными словами, не имеют самостоятельного лексического значения и поэтому отдельно от других слов не употребляются. Предлоги не являются членами предложения, а входят в состав членов предложения, выражаемых существительными, с которыми они связаны ( зайти в школу — обстоятельство места, грустить о товарище — дополнение).
С точки зрения морфемного состава предлоги делятся на простые и сложные. Простые состоят из одного слова (без, из, перед, около, возле, вследствие, благодаря). Сложные состоят из двух и более слов (вблизи от, начиная с, несмотря на, в отношении, по причине и др.).
В зависимости от происхождения предлоги делятся на непроизводные и производные .)
-Какие предлоги называются производными? (Классификация производных предлогов производится в зависимости от того, с какой частью речи сохраняется у них связь).
-Из каких частей речи образуются производные предлоги? (Выделяются наречные, отыменные и отглагольные предлоги).
-В каком стиле речи употребляются?
Студентам выборочно раздаются карточки. (проверка ошибок в группе).
3.Отличие производных предлогов от омонимичных частей речи.
-Сравним 2 словосочетания: шел впереди и шел впереди колонны
1) Чтобы почувствовать разницу в значении этих словосочетаний, подберем к каждому из них иллюстрацию. Рисунок разместим в соответствующую колонку сравнительной таблицы.
2) Разберемся, в чем состоит разница в грамматическом значении слова ВПЕРЕДИ в этих словосочетаниях. Для этого поместим в соответствующую колонку сравнительной таблицы следующие парные суждения:
— смысловой вопрос задается к слову ВПЕРЕДИ – смысловой вопрос задается к группе слов ВПЕРЕДИ КОЛОННЫ;
— слово ВПЕРЕДИ входит в формулировку вопроса внутри словосочетания (шел впереди чего?) – слово ВПЕРЕДИ не входит в формулировку вопроса внутри словосочетания (шел где? );
— слово ВПЕРЕДИ работает самостоятельно – слово ВПЕРЕДИ работает в предложно-падежном сочетании.
3) Сделаем вывод о грамматической принадлежности слова ВПЕРЕДИ в этих словосочетаниях. ( Шел впереди – наречие; шел впереди колонны – предлог.)
Углубление знаний. (слайд7)
— Как отличить производный предлог от омонимичной части речи? Составим алгоритм. Перенесите получившуюся схему-алгоритм в рабочую тетрадь.
4 . Ввод в новую тему .- (слайд 8 – 15) «Правописание предлогов благодаря, вопреки, вследствие» Определим цель нашей работы на уроке:
— формировать умение правильно писать производные предлоги.
Особое внимание мы будем сегодня уделять написанию предлогов благодаря, вследствие, вопреки. Эти предлоги схожи с самостоятельными частями речи и их нужно уметь отличать, чем мы и будем сейчас заниматься.
Предлоги благодаря, вопреки, согласно, наперекор употребляются только с дательным падежом (согласно вашему распоряжению, вопреки вашему желанию, благодаря чуткому отношению, наперекор судьбе) . Употребление их с родительным падежом недопустимо. Предлог благодаря по своему значению может употребляться только с существительными, обозначающими что-то положительное, то, за что можно благодарить: благодаря вашему совету, помощи, солнечной погоде и т. д. Сочетания типа «завод не выполнил план благодаря ошибкам главного инженера» неверны (правильно: из-за, вследствие ошибок).
Следует знать употребление предлогов из и с с родительным падежом существительного при обозначении направления обратного движения. Предлог из противоположен предлогу в (иду в школу — из школы, еду в Россию — из России) ; предлог с противоположен предлогу на (иду на концерт — с концерта) .
Предлог благодаря по происхождению является деепричастием.
1) Благодаря отца, мы стали с ним прощаться (деепричастие); 2) Благодаря
обильным весенним дождям яровые хлеба были превосходные (предлог). Деепричастие благодаря употребляется с винительным падежом;
лексическое значение деепричастия обусловливает преимущественное
сочетание его с существительными одушевлёнными, винительный падеж
которых совпадает по форме с родительным (благодаря брата, благодаря
учителя за помощь и т. п.). Влиянием форм винительного одушевлённого,
очевидно, и объясняется употребление после предлога благодаря
существительных в родительном падеже, например: «благодаря совета»,
«благодаря весенних дождей» и т. п. Такое употребление является
Лексическое же значение предлога благодаря обусловливает сочетание
его с существительными, имеющими «положительное» значение,
обозначающими нечто такое, чему можно принести благодарность,
например: благодаря вашему совету. благодаря солнечной погоде. и т. п.
Поэтому сочетания вроде Поезд потерпел крушение благодаря небрежности
стрелочника следует считать неудачными.
Предлог согласно по происхождению является наречием. Раньше он
употреблялся в сочетании с первообразным предлогом с; при этом сочетании
существительное ставилось в творительном падеже, например: Савельич,
согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. (П.) Это сочетание
считается вполне литературным и в современном языке, но встречается оно
редко. Вместо него чаще употребляется предлог согласно с дательным
падежом, например: Согласно вашему приказанию рота на смотр
построена. Обороты с предлогом согласно более свойственны речи деловой,
в которой иногда при предлоге согласно встречается родительный падеж
(согласно вашего приказания), что противоречит литературной норме.
При предлоге вопреки, который по происхождению является наречным, в
литературной речи тоже употребляется дательный падеж, например: Вопреки
предсказанию моего спутника, погода прояснилась. (Л.) (Сравните
дательный падеж при глаголе перечить.) В живой речи иногда встречается
ошибочное употребление родительного падежа.
С дательным падежом употребляются ещё три наречных предлога:
навстречу, подобно, наперекор, например : I) Я бросился навстречу брату.
2) Подобно грохотанью дальнего грома за лесом раздавался глухой шум
водопада. 3) Он всё делал наперекор желанию родных. В употреблении
дательного падежа с предлогами навстречу и подобно ошибки встречаются
редко, чаще ошибочно употребляют родительный падеж при предлоге
наперекор: это, очевидно, объясняется влиянием синонимичного предлога
против, который сочетается с родительным падежом (наперекор желанию,
но против желания).
1.Попробуйте поставить вопрос к предлогу.
2. Попробуйте удалить предлог.
Отменили (по какой причине?) по причине облачност и .
Предлоги, как вам уже известно, «работают связистами» – вместе с падежным окончанием они являются грамматическим средством связи слов в предложении. Представим, что такую роль предлоги не выполняют. Не справляешься с работой – иди вон! Удаляем предлог – получаем: отменили облачности. Грамотное получилось выражение? Убедились, что по причине – это предлог?
— Входит ли предлог в состав вопроса?
бежал ( навстречу кому?) навстречу брату;
- Производный предлог можно заменить непроизводным предлогом.
- Между предлогом и словом можно поставить вопрос или прилагательное.
- Наречие можно изъять, а предлог нет.
запомните : 1. Предлог входит в состав вопроса.
2. Он не является членом предложения..
3). Различайте Производные предлоги и существительные Насчет (=о, об) экскурсии (насчет чего?) В течениЕ часа. (В течение чего?) В продолжениЕ пяти дней. (В продолжение чего?) В заключениЕ хочется сказать. В отличиЕ от него. (В отличие от кого?) Но вследствиЕ ошибки. (Вследствие чего?) Е
5.Актуализация изученного . Проверка понимания материала.
Самостоятельная работа в тетрадях. Употребите вместо точек подходящие по смыслу синонимичные предлоги (благодаря, вопреки, вследствие)
… недостатка времени не будем уходить от главной темы.
… густого тумана все полеты отменили.
… ранения Ибрагим вместо парика носил повязку.
…знаниям контрольная работа написана на 5.
… подчиненного положения Якова в пансионе, товарищи обращались с ним небрежно.
… приказу нас разместили в деревне.
Упражнения 531, 532 (у доски)
-Составьте предложения с предлогом благодаря ;
с предлогом в продолжение и с существительным в продолжении ;
с предлогом вследствие и с существительным в следствии .
Благодаря болезни я не был в театре. Согласно графика мы управились во время. Вопреки предсказаний, прогноз погоды не оправдался. Полет был отменен благодаря сильным ливням. Команда была выполнена, вопреки приказа командира.
Тестирование. «Проверь себя».
1- задержка вследствие снегопада
2- в морском течении
3- настороженность в отношении к новичку
4- отступили вследствие больших потерь
5-спорили о заключении рассказа
6- купался в продолжение всего лета
7- в течении реки
8- в течение часа
9- в продолжение утра
10- договорились насчет помощи
11- помог в завершении строительства дома
12- в следствии по делу
Спишите, ставя слова, заключённые в скобки, в нужном
падеже; предлоги, относящиеся к этим словам, подчеркните.
1.Сейчас, согласно (единый генеральный план застройки) города, он
быстро благоустраивается. (Из газет.)
2) В сутки проезжали по (пятьсот), а иногда и по (шестьсот) километров.
3) Они будут видеться, будут каждый день просиживать по (несколько) часов вместе.
4) Благодаря (открытый нрав) Готлиба Шульца вскоре они разговорились дружелюбно. (П.)
5) В Петербурге, вопреки (его собственные ожидания), ему повезло.
6) Благодаря (масса новых впечатлений) день для Каштанки прошёл незаметно.
Составить рассказ «Этот необычный мир», используя производные предлоги.
-Чему мы учились сегодня на уроке? Что закрепляли? Научились ли отличать предлог от существительного с предлогом?
— Как отличить предлог от самостоятельной части речи?
— Расскажите о классификации предлогов по происхождению.
8. Подведение итогов, выставление оценок.
9. Домашнее задание. Подготовка к семинарскому занятию. «Предлоги».
Спишите, ставя заключенные в скобках слова и словосочетания в нужном падеже.
- Согласно (приказ военного коменданта), эшелон был отправлен точно в назначенное время.
- Согласно (распоряжение директора), в цехах была проведена проверка техники безопасности.
- Согласно (предписаний санитарной инспекции), на водостоках были установлены очистные сооружения.
- Владимир решил уехать из родного города вопреки (желание родителей).
- Вопреки (ПРИНЯТОЕ РЕШЕНИЕ)не интересоваться подробностями недавней аварии, мать внимательно слушала радио.
- Благодаря (содействие общественных организаций) спортклуб был переведен в новое благоустроенное помещение.
- Уровень заболевания гриппом среди школьников удалось снизить благодаря (применение профилактических мер).
- Благодаря (централизованное снабжение деталями) цех сборки стал работать ритмично, без перебоев.
Сочетайте данные предлоги с существительными. Полученные сочетания запишите и укажите падеж существительных.
- Вопреки (неверие, сомнение, предсказание, обещание, совет, желание, указание).
- Согласно (приказ, распоряжение, предписание, заявление,обязательство).
- Благодаря (заботы, уход, случай, старание, внимание, друзья, товарищи).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русскогоязыка для 2 класса по программе Начальная школа 21 века.
Методическая разработка предназначена для учителей начальных классов, работающих по программе «Школа России».
С точки зрения морфемного состава предлоги делятся на простые и сложные. Простые состоят из одного слова (без, из, перед, около, возле, вследствие, благодаря). Сложные состоят из двух и более слов (вб.
Урок русского языка во 2 классе.
quot;Правописание гласных и согласных в корне слова» 4 класс.
Задачи урока:1.Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное.2.Осознать ценность совместной деятельности.3.Развивать монологическую и диалогическую речь.4.Контролировать чистоту род.
Статья предназначенна для студентов,в целях общего воспитания будущего исполнителя,специалиста в музыкальной сфере.
Источник