Обзор колоды Таро Безумной Луны
Колоду, которой будет посвящён мой сегодняшний обзор, называют одной из самых популярных. Удивительно другое: кто-то влюбляется в эти инфернальные, завораживающие, но в то же время пугающие карты, с первого взгляда, а кто-то плюётся в их сторону и предпочитает обходить любое упоминание о колоде стороной. Конечно же, это Таро Безумной Луны — креативное, сюрреалистичное и загадочное творение Патрика Валенсы. Ну что, готовы окунуться в настоящее безумие? Тогда поехали!
История создания колоды
Патрик Валенса работал над Таро Безумной Луны почти три десятилетия. Он не просто разрабатывал совершенно непохожие на классику карты, но и собирал фотографии кладбищ, заброшенных зданий, психбольниц и других, не менее «злачных» мест, чтобы потом с помощью компьютерного монтажа свернуть их и использовать то там, то тут в изображениях Арканов: где-то это обувь или головной убор персонажа, где-то пейзаж заднего плана, на фоне которого разворачивается сюжет. С первого взгляда, как говорится, и не догадаешься!
В результате, когда колода вышла в продажу (а случилось это впервые в 2008 году), мы увидели причудливые, залитые лунным светом сцены с пугающими, но и одновременно притягивающими к себе персонажами. Вроде бы это и люди, но они какие-то «не такие». Секрет прост: все они абсолютно безумны. Зачем же стоило создавать такую колоду? В чём заключалась идея Deviant Moon Таро? На самом деле, Патрик создал её для работы с собственной тенью, со своим бессознательным, которое выталкивает наружу самые потаённые, спрятанные глубоко-глубоко страхи. И самый главный страх — это лишиться рассудка. Можно сказать, что это своего рода раскрытие восемнадцатого Аркана Луна.
После выхода в свет Таро Безумной Луны очень быстро обрело преданных поклонников. Да что там говорить — они появились даже раньше, в то время, когда Патрик ещё только работал над колодой и выкладывал в свой интернет-блог фрагменты того ирреального пазла, который полностью сложился позднее, спустя много месяцев плодотворного труда. Но у колоды появились и ярые ненавистники. Как только не обзывали эти карты: и богохульными, и мерзкими, и тошнотворными. Я слышала даже истории о том, как люди покупали эту колоду и сжигали. На самом деле и это объяснить довольно просто: безумие многих попросту пугает, поэтому найти общий язык с этими картами может лишь тот, кто не боится шагнуть в бессознательное и не станет отталкивать от себя то, что не вписывается в понятие «норма».
Лично я ходила вокруг этой колоды больше года. Она то и дело попадалась мне на глаза, и я не понимала, хочу я её или побоюсь даже взять в руки. Она одновременно отталкивала от себя и притягивала. В итоге в один прекрасный момент дело решила большая скидка, и вот уже почти два года я плодотворно с ней работаю. На удивление, я очень быстро подружилась с загадочными «лунными человечками», и они отвечают на мои вопросы быстро, чётко и без сантиментов. А порой даже наглядно показывают ситуацию картинками. И да — Таро Безумной Луны порой удаётся заглянуть намного глубже других моих колод. Одним словом, я безумно довольна.
Ключевые особенности колоды
Стоит сказать пару слов о ключевых особенностях Девиант Мун Таро. Традиция, к которой принадлежит колода — уникальная. Несмотря на то, что некоторые тарологи замечают в ней отголоски Уэйта, лично я нашла немало отсылок к Кроули. Поэтому пусть лучше будет уникальная. Карт 78, масти обычны — Жезлы, Чаши, Пентакли, Мечи, карты двора тоже традиционны — Пажи, Рыцари, Королевы, Короли. Правосудие, к моему превеликому удовольствию, идёт под номером 8, Сила занимает одиннадцатую позицию. Старшие Арканы имеют классические названия. Больше, пожалуй, сказать нечего.
Символизм колоды
В принципе, о символизме, который Патрик Валенса использовал в своём Таро Безумной Луны я уже многое написала выше. Персонажи, как я уже говорила — это жители странного города, похожие на людей с безумными пуговичными глазами. Многие из них двулики — лица таких героев напоминают лунный серп вместе с его невидимой тёмной стороной. Большое значение уделяется и самой луне — практически на каждой карте показано ночное светило в какой-либо из его фаз. Где-то луна имеет человеческие черты лица, где-то выглядит вполне обычно. Образы удивительны: при первом взгляде они отпугивают, но как только начинаешь в них всматриваться, создаётся ощущение, будто погружаешься куда-то далеко-далеко за грань. Что находится за этой гранью? Полнейший уход от «нормальности», болото бессознательного, тёмная сторона своего внутреннего «я»?
Не могу удержаться и приведу здесь цитату пользователя asgeth из Живого Журнала. Уж больно точно она описала мои собственные ощущения от этих карт — просто снимаю шляпу!
«Мне как-то задали вопрос, почему именно эта колода может настолько пугать/отталкивать от себя людей. Что в ней идет поперёк восприятия настолько, что заставляет вменяемых и разумных, в общем-то, людей шарахаться от неё хлеще, чем от того же самого Бафомета или Линды Фалорио. Я, кажется, нашла ответ. Это Безумие. Если из-под обложек остальных тарошных «колод-страшилок» глядят просто всякоразные вампиры, черти и прочая относительно понятная хтоническая чисть-нечисть и мерзость, то Deviant Moon на демонические изыски не разменивается и некромантической эстетикой не прикрывается. Это срез безумия в чистом его виде; безумия, не прикрытого рюшечками, и не заштукатуренного до неузнаваемости уровня «пациент условно вменяем» .
Более того, это не уровень «пациент-доктор»: если бы помимо означенного Безумия в колоде присутствовала бы хотя бы условная Норма, то «ужасность» колоды резко бы снижалась — гадающий получал бы свой желанный островок спокойствия, отправную и опорную точку, и дальше заигрывал бы с другой стороной разума почти с удовольствием.
Здесь возможности «вернуться на исходную позицию» не существует в принципе: колода как чистый язык без заимствований — либо учишь и разговариваешь, либо пытаешься понять через переводчика, но не лезешь смешивать французский и нижегородский в один флакон. Либо твоя собственная Норма, либо её Норма, которая есть то самое Безумие в твоей личной системе координат.»
Старшие Арканы
После столь долгого и красочного вступления даже как-то страшно описывать Старшие Арканы, ибо они настолько многогранны, что каждый увидит здесь что-то своё. Но давайте попробуем. Излишне нагружать вас текстом из моих собственных мыслей я не буду, постараюсь ухватить лишь самое главное. А дальше, как говорится — додумайте сами.
Итак, Шут Таро Безумной Луны. Персонаж одет в костюм, чем-то напоминающий пижаму пациента психбольницы. Только вот у нас в России они обычно серенькие, но кто знает, как оно там у них, за бугром? Лично у меня первая ассоциация возникла именно такая. Хотя, может это вовсе не больничная пижама, а ночной костюм, в котором наш герой только что вылез из кровати. Он абсолютно безумен, но его безумие какое-то весёлое. Он радостно улыбается, стоя по колено в воде, из которой выпрыгивают пираньи и вот-вот обгрызут его ноги до самых костей. Ощущение, что этот человек (существо?) живёт одним моментом. У него нет боязни последствий, есть лишь какой-то безумный экстаз ликования. Гондола, на которой можно было бы прокатиться без страха остаться без ног, исчезает за правым краем карты. Ну и пускай, а мне и так весело.
Мне всё это напоминает ребёнка, который сбегает на улицу втайне от матери, чтобы вдоволь попрыгать по лужам, нарвать яблок из соседского сада, обожраться до отвала мороженым и сделать, в принципе, всё то, что ему постоянно запрещают. Луна на заднем плане растёт, а значит и это безумное дитя проходит фазу роста, взросления, хотя весь процесс кажется обычной, хотя и весьма опасной игрой.
Колесо Фортуны в Таро Безумной Луны тоже выглядит ненормально. Хотя, чего ещё следовало ожидать? Ярмарочная гадалка схватилась за ручку колеса и вот-вот повернёт его. Рядом с ней сидит голый человечек в красной шапочке, очень напоминающий цирковую обезьянку. Дама протягивает к нему ладонь и кажется вот-вот произнесёт своё коронное «позолоти ручку». Дирижирует здесь Дьявол — по крайней мере, этот персонаж очень на него похож. Интересно, что рыбки на краю колеса усиленно карабкаются вверх, в то время как традиционно персонажи этой карты расположены по-разному — один оказывается наверху, другой устремляется вниз. На колесе мы видим изображения разбитого сердца, ладони, черепа, луны, звезды.
Таро Безумной Луны не перестаёт удивлять: интересно, что ручку Колеса поворачивает женщина, но руководит-то по сути Дьявол, а значит рассматривать Аркан можно с разных сторон. С одной стороны, это равные возможности, поскольку истинный управитель — вот тот красненький дирижёр, а ручка — всего лишь видимость того, что судьбой можно управлять. С другой: обратите внимание, что на ногах «клиентки» (или клиента?) золотые туфельки, а цыганка босая. Получается, что тот, кто выше её по статусу и имеет больше, чем она, обращается к ней за помощью. В данный момент этот человек зависит от поворота колеса, который запустит гадалка. Ещё одна версия, приходящая в голову: колесо уже было запущено, но предсказание не понравилось клиенту (его позу и выражение лица вполне можно принять за ужас), и теперь цыганка просит ещё денег. Мол, не нравится предсказание? Заплати, а я перегадаю! Что это — как не безумие?
Где-то я прочитала и ещё одну трактовку: что толстенький человечек в шапочке — на самом деле беременная женщина, и пришла она за тем, чтобы узнать будущее своего ребёнка, а вовсе не собственную судьбу.
Удивительно, но я практически вышла за положенный объём статьи, даже не успев рассказать о Старших Арканах. Поэтому быстренько покажу вам ещё один и перейдём к Младшим. Пусть это будет 18 Аркан, раскрытию которого по сути и посвящена колода. Я предлагаю вам поискать собственные ассоциации к этому сюжету. От себя же замечу одно: на небе сияет обычная полная луна, но с героями карты происходит то, что обычно случается, когда луна у нас чёрная. Известно, что именно чёрная луна влияет намного сильнее на нашу энергетику, чем полнолуние. Быть может, это связано с тем, что в этом ирреальном мире, созданном Патриком Валенсой, всё происходит с точностью наоборот? Луна присосалась невидимыми ниточками-щупальцами к людям, она манипулирует ими, делает их совершенно безумными. И вся эта картинка кажется с психологической точки зрения куда страшнее, чем Дьявол или Башня.
Младшие Арканы
Продолжаем наше путешествие по галерее Таро Безумной Луны. Поскольку мы выяснили, что в отведённый объём я уже не вписываюсь, пробежимся по четырём Младшим Арканам разной масти довольно кратко. Я просто покажу рисунок и напишу ключевые слова, которые у меня с ним ассоциируются.
Восьмёрка Жезлов: преграды, возникающие на пути, которые хочется снести ко всем чертям одним махом, получение известий, ненависть к ограничениям, умение делать несколько дел одновременно (скосить жезлы, прочитать письмо, выслушать речь вороны).
Пятёрка Кубков Таро Безумной Луны у меня вызывает ассоциации с чувствами и романтикой, которую убила бытовуха, желанием командовать вместо того, чтобы просто любить, манипуляцией. Ещё к этому Аркану очень подходит выражение «стать тенью своего партнёра», ведь ранее эта парочка уже встречалась на Двойке той же масти и тогда лицо мужчины было чёрным — теперь же оно почернело и стало таким же, как и у его супруги.
Девятка Мечей — это угрызения совести, мучительные переживания из-за уже случившихся событий, страхи, пожирание разумом самого себя, интеллектуальный мазохизм, самокопание. Мне кажется, что даже кошка, лежащая на постели, уже устала от вечного нытья своей хозяйки и уже готова вцепиться в неё.
Шестёрка Пентаклей Таро Безумной Луны — это щедрость, но щедрость исключительно показная. На самом деле у человека есть куда больше, чем он он даёт. Одной рукой он подаёт милостыню, а ещё пятью руками гребёт деньги из других источников. Лично мне кажется, что карта может проиграться любой своей стороной: либо вам приходится буквально «выцарапывать» свои деньги или довольствоваться тем малым, что дали, либо вы сами — в роли этого жадюги, который жертвует чем-то не по доброте душевной, а так, для галочки. Хотя для бизнеса Аркан можно назвать успешным, так как он сулит получение денег из нескольких источников сразу.
Придворные карты
Королевский Двор Таро Безумной Луны я предлагаю вам рассмотреть самостоятельно. Но каждый образ, созданный Патриком Валенсой, на самом деле очень глубок и многогранен, хоть порой и граничит с настоящим сумасшествием. В раскладах фигурные карты удивительно точно описывают характер и поведение людей, а также указывают порой на конкретных персонажей, узнаваемых буквально «по картинке».
Особенности толкования карт
Значение каждой карты Таро Безумной Луны настолько всеобъемлюще, что переворачивать их в раскладах, извиняюсь за тавтологию, кажется просто безумием. Здесь и так весь мир словно вывернут наизнанку. Представляете, что произойдёт, если использовать обратные положения? Хотя, на удивление, в МБК перевёртыши всё же описаны. Но лично я ими не пользуюсь и не собираюсь. По-моему вполне достаточно того, что видно на прямых картах: тут вам есть свет, тень, отзеркаливание, видимое, скрытое — разве нужно что-то ещё?
Для рассмотрения каких вопросов подходит колода?
Конечно, Таро Безумной Луны заточено в первую очередь на рассмотрение психологических и теневых аспектов ситуации. Но лично я использовала их и для самых обычных раскладов. Скажу даже больше: однажды делала на творении Патрика Валенсы «Колесо Радью» (кто не знает — это расклад всей колодой). Информации получили просто море, причём такой, какой даже не ожидала услышать ни я сама, ни моя клиентка. Девиантная Луна копнула настолько глубоко, что ничего не осталось скрытым. Поэтому я считаю, что для тех, кто поймёт её язык, она вполне может стать универсальной. Слышала, что многие используют её как дополнительную теневую колоду — делают расклад в два слоя: верх (видимое) выкладывают обычной колодой, низ (тень) — Таро Безумной Луны. Говорят, что получается очень информативно, но я пока не пробовала.
Кому подойдут данные карты?
Купить Таро Безумной Луны можно порекомендовать только тем, кто не стремится загнать себя и окружающих в рамки какой-то определённой «нормы» и готов погрузиться в тёмное море бессознательного. В общем, если с безумием вы на «ты» — смело покупайте. Во всех остальных случаях — категорически не рекомендую.
Рекомендованная литература для знакомства с колодой
Книга по Таро Безумной Луны до недавнего времени была всего одна — написанная самим автором на английском языке. Но, покопавшись в интернете, можно было разыскать интересные трактовки и личные проработки колоды её поклонниками. А совсем недавно увидело свет творение российского автора Вероники Никитенко под названием «Во власти Безумной Луны». В данный момент мною эта книга заказана — во время написания обзора она находится по пути ко мне. Из найденных в сети отрывков и видео-обзоров у меня сложилось впечатление, что книга весьма интересна. Автор рассматривает все Арканы этой колоды с психологической точки зрения, что существенно расширяет их восприятие. Так что заочно рекомендую.
На этом, пожалуй, всё. Убедительно прошу противников данной колоды не высказывать своё «фи» в комментариях. В конце концов, колоды разные нужны, колоды разные важны. Если что-то не нравится вам — вовсе не значит, что это не понравится кому-то другому. Всем приятного дня!
Источник