Меч этого князя считающийся своеобразным оберегом города сохранился до наших дней

Меч Александра Невского — мистическое оружие и славянская реликвия

Александр Невский, он же Александр Ярославич, сын князя Ярослава Всеволодовича и княгини Торопецкой, Ростиславы Мстиславовны, оставил незабываемый след в истории Руси. Как только о нем заходит разговор, то большинство из нас вспоминают Ледовое побоище. Именно тогда войска под командованием князя прогнали ливонских рыцарей. Не все помнят, что свое прозвище он получил за другой подвиг. Тогда впервые был упомянут легендарный меч Александра Невского. Это событие датируется 1240 годом. В местечке под названием Усть-Ижора в баталии под руководством князя были в пух и прах разбиты шведы.

В 1549 году его причислили к лику святых за то, что он отказался от объединения с католической церковью, и таким образом сохранил православие на Руси. Славен также был великий князь тем, что не проиграл ни одного сражения.

Мистический меч

Русские войска одержали победу, несмотря на свое меньшинство. Невский был потрясающим тактиком, поэтому благодаря его уму и бесстрашию воины победили врага. В этой истории есть также мистический эпизод. По легенде, враг был смертельно напуган мечом Александра Невского, который очень странно светился. Александр прекрасно владел этим оружием, одним ударом снося головы сразу троим шведам. Но, как говорится, у страха глаза велики. Мистический ореол оружию, скорее всего, придали шведские солдаты, чтобы оправдать свое поражение. А меч Александра Невского просто попал под лучи солнца.

Дело в том, что русские войска были расположены лицом к небесному светилу. Его луч попал на поднятый вверх меч, и напуганная шведская армия приняла его за что-то сверхъестественное. К тому же в этой баталии князь сломал орудие о голову Биргера — предводителя врагов. Одержав победу в этой битве, князь Александр получил свое звучное прозвище — Невский.

Находка монахов

После легендарной битвы меч Александра Невского был помещен в дом Пелгусия. Позже это здание сгорело и все имущество, включая оружие, осталось под его руинами. Есть также сведения о том, что в XVIII веке некие монахи-земледельцы обнаружили меч при вспахивании земли.

Как это было? Происшествие датируется 1711 годом. На месте Невской битвы, следуя указу Петра I, был основан храм. Недалеко от него монахи возделывали землю под посевы. Тут они нашли легендарное оружие, а точнее, его части. Они были помещены в сундук. Священнослужители решили, что меч должен находиться в храме. Когда его здание полностью перестраивали, то положили части оружия под фундамент, дабы клинок стал оберегом этого места. И самое необыкновенное заключается в том, что с тех пор действительно ни одно стихийное бедствие не смогло разрушить церковь.

Октябрьская революция внесла свои коррективы в историю: все документы, которые находились в храме, были сожжены. Не так давно историками была найдена рукопись Андрея Ратникова, белого офицера и настоящего патриота. Несколько страниц из своего дневника он посвятил описанию меча Александра Невского. Воин Белой гвардии считал, что Россия останется несокрушимой до тех пор, пока на ее территории будет храниться мистический клинок.

Сколько весил среднестатистический меч

Воин в 13 веке хорошо управлялся с мечом весом около 1.5 кг. Существовали также клинки для турниров, они тянули на 3 кг. Если оружие было парадным, то есть не для битв, а для украшения (из золота или серебра, украшенное самоцветами), то его вес достигал 5 кг. Драться таким клинком было невозможно. Самым тяжелым орудием в истории считается меч, который принадлежал Голиафу. Библия свидетельствует о том, что противник Давида, будущего царя Иудеи, был просто огромного роста.

Сколько весил меч Александра Невского?

Итак, мы уже разобрались, что оружие князя отождествляется со славянскими реликвиями. В народе ведутся разговоры, что якобы вес его равнялся 82 кг, то есть 5 пудов (16 килограммов приравниваются к 1 пуду). Скорее всего, эта цифра сильно приукрашена летописцами, ведь информация о мощи клинка могла дойти до врагов. Эти данные придуманы для их устрашения, а меч Александра Невского весил 1.5 кг.

Как известно, на момент битвы Александру Ярославовичу был 21 год. Рост его составлял 168 см, а вес 70 кг. При всем своем желании он не смог бы сражаться при помощи меча весом 82 кг. Многие советские зрители представляли князя двухметровым после выхода на экраны в 1938 году знаменитого фильма «Александр Невский». Там князя сыграл Черкасов — актер с выдающимися физическими данными и ростом около двух метров.

Ниже приведено фото меча Александра Невского, естественно, это не оригинальное оружие, а просто стилизация под меч романского типа, коим являлся клинок князя.

А если взглянуть на картинку ниже с изображением князя Александра Невского, то можно отметить, что клинок в его руках изображен слишком большим.

Однозначно ответить на вопрос: «Где сейчас находится легендарный меч?», не может никто. Наверняка историки знают только одно: пока клинок не был обнаружен ни в одной из экспедиций.

Меч на Руси

Постоянно носить с собой меч на Руси имел право только великий князь и его дружина. Другие воины, конечно, тоже имели клинки, однако в мирное время они хранились подальше от людских глаз, ведь мужчина был не только воином, но и земледельцем. А ношение меча в мирное время означало, что он видит вокруг себя врагов. Просто для бахвальства ни один воин клинок не носил, а использовал только для защиты родины или собственного дома и семьи.

Источник

29. Довмонтов меч

ГОРОД БАРСА. Сборник очерков, посвященных истории Пскова.

«В славном и Богом хранимом граде Пскове…»
Псковская летопись.
**********
Иллюстрация:
— в центре — эскиз памятника Довмонту Псковскому, скульптор Владимир Черненко, 2009г.;
— слева: рукоять подлинного меча князя Довмонта;
— справа: меч князя Довмонта в музейной витрине на выставке «Следы минувшего. Сокровища отечественной истории из музеев Российской Федерации в залах ГИМ в 2007-2009 годах», Москва.
**********
29. ДОВМОНТОВ МЕЧ.

В этой главе рассказывается о древней священной реликвии Пскова – подлинном Довмонтовом мече, которым легендарный воитель владел при жизни (и меч сохранился до наших дней), — а также о том, что сегодня, в начале века XXI, псковичи снова ждут возвращения князя Довмонта в свой город, который не забывал его семь столетий – и уже, конечно, не забудет никогда… пока стоит пресловущий и богоспасаемый град Псков.

«Меч мой княжий – святыня Пскова,
Псков – святыня самой Руси».
Александр Гусев. «Довмонтов меч».

«Древний летописец пишет, что тело его Псковичи положиша у святые Троицы. Бысть же тогда жалость велика в Плескове мужем и женам и малым детем по добром господине благоверном Князе Томофее. Гробница его и поднесь стоит в приделе Соборной церкви святыя Троицы и тут же висит его мечь».
Краеведческий материал Николая Ильинского, 1790 г.

«При гробе повешен и меч его».
Псковский митрополит Евгений (Болховитинов). «История княжества псковского».
Киев. 1831 г. Псков. 2009 г.

«Гробница его и поднесь стоит в приделе соборной церкви св. Троицы, и тут же висит меч его».
«Словарь исторический о русских святых». С-Петербург, 1862 год.

Согласно древнему псковскому преданию, после смерти князя Довмонта его заслуженный боевой меч поместили возле его гробницы в церкви. Житие Довмонта: «Боевое же его оружие положили на гробе его на похвалу и утверждение города Пскова (второй вариант записи этого места: «меч же его повесили над гробом»). Часто говорят, что при гробнице сохранялись также доспехи князя и его одежда. Это соответствовало обычаям: известно, что военные трофеи, в первую очередь знамена, помещали в священном месте, в церкви, и также поступали с боевым оружием похороненных в церкви или рядом с нею воинов – или тех из них, тела которых погребли далеко от дома, но оружие привезли на родину. Также при гробницах сохраняли иногда личные вещи погребенных, их одежду, принадлежавшие им иконы. Таких примеров имеется много. Это называлось «одеяние гроба». Обычай происходит от очень древней, еще языческой веры в то, что вещи, которыми пользовался человек при жизни, сохраняют часть его сущности, его силы, впитав ее в себя за долгие годы — особенно если это был человек необыкновенный. Что же касается оружия, то к нему у людей отношение было особенно уважительное. Меч отнимал чужие жизни и охранял жизнь своего владельца. Недаром старинные мечи порой имели собственные имена, словно они были живыми.

Поскольку Довмонт был первоначально похоронен в Тимофеевской церкви, то его меч могли сначала повесить над его гробницей там, а затем вместе с останками князя перенести его в Троицкий собор. Или же меч сразу внесли в собор, как принадлежащую городу реликвию. Что бы ни происходило во Пскове и со Псковом, меч Довмонта, издавна почитаемый здесь как святыня, находился в Троицком соборе псковского кремля рядом с гробницей своего владельца. «При гробе повешен и меч его», — записал в своем труде, посвященном истории Пскова, псковский митрополит Евгений (Болховитинов) в XIX-том веке. В печати также встретилось упоминание, что меч Довмонта находился в ризнице Троицкого собора, то есть в соборном хранилище (может быть, так и было какое-то время). Говорят, была такая легенда – пока меч Довмонта находится в Пскове, Пскова врагам не взять. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 годов меч вывезли из Пскова, чем сохранили от похищения и, возможно, уничтожения немецкими захватчиками, а затем он вернулся обратно.

Читайте также:  Оберег для привлечения удачи своими руками

Собственно, в Троицком соборе находилось два меча двух почивавших там святых псковских князей. Меч князя Всеволода тоже когда-то был повешен возле его гроба. Во время своего так сказать «посещения» Пскова в 1569-1570 году царь Иван Грозный (это когда он хотел со своими головорезами-опричниками пустить псковичам кровь, как новгородцам, но был остановлен то ли соображениями благоразумия ввиду военной значимости города, то ли дерзким предложением местного юродивого Николки Салоса отведать сырого мяса в пост), — царь Иван побывал в Троицком соборе (он ведь любил церкви и охотно молился в них) и, рассматривая его святыни и реликвии, был, как говорят, поражен «величеством» Всеволодова меча.

Поразиться было чему. Подлинный меч Всеволода к тому времени оказался давно уже утрачен, возможно, во время обрушения собора в 1363 году (когда сам святой предупреждал о грядущей катастрофе церковных служителей), либо его сохранением вовремя вообще не озаботились, — его воссоздали (заменили) на новый, причем либо это произошло с ведома очень ограниченного числа лиц, либо вообще случайно, при разборе завала, выноса битого камня и найденных под ними вещей, которые, грязные и покореженные, без разбора сваливали в одну кучу… в общем, псковичи сами уже не помнили подробностей этого дела и верили в то, что здоровенный двуручный меч при гробе святого Всеволода – это в самом деле тот меч, которым он владел при жизни.

В XIX-том веке образованные, передовые люди своего времени уже освободились хотя бы частично от необоримой власти религиозного влияния на их ученые умы (а ведь религия учит верить, не задумываясь и не сомневаясь, а в этом есть своя польза и свой вред) и заподозрили, что меч-то, пожалуй, принадлежит другой, более поздней эпохе…

В путеводителе по Пскову от 1929 года сказано: «Над гробницею висит меч итальянской работы XIV в., именуемый «мечем кн. Всеволода», жившего в XII веке». Меч изучался впоследствии неоднократно. Археолог Яков Иванович Смирнов доказал, что и буквы надписи на рукояти и украшения на ножнах меча такие, какие делали в Италии в XIV веке. Клинок его также итальянской работы того же времени. Однако в других исследовательских статьях, затрагивающих этот вопрос, меч датируют XV веком (Артемьев А.Р., 1990 г.: «Еще более поздним является меч, принадлежавший якобы Всеволоду. По всем характерным признакам он относится к XV в. … По-видимому, при создании новой реликвии в канун включения князя Всеволода в 1549 г. в общерусский пантеон святых более древнего меча псковичи отыскать просто не смогли»), а кроме того его называют немецким: «Речь идет о мощном немецком по происхождению клинке, вроде тех, которые стали использоваться начиная со второй половины XIV века», а также в виде дополнения: «Меч имеет двухрядный дол до середины клинка и изготовлен немецкими оружейниками». Однако тут возможна путаница между двумя мечами, Всеволода и Довмонта. Немецкий меч – это меч Довмонта, что доказано совершенно точно благодаря характерному клейму на лезвии.

Двуручный меч – оружие тяжелое, длиной не менее полутора метров, с довольно широким, только к концу сужающимся и немного закругленным клинком, с мощной рукоятью, длинной, чтобы уместились обе сжимающие ее ладони (одной рукой правильно замахнуться таким мечом невозможно), внушительной поперечной крестовиной и тяжеленным яблоком (круглое линзовидное дисковое навершие) на конце, уравновешивающим клинок в целях создания правильного баланса. Такой меч весил не менее 10 кг и обычно входил в снаряжение тяжеловооруженных всадников, рыцарей, стоявших во главе наступающей на врага колонны, в задачу которых входило «прорубить» противостоящий им строй в буквальном смысле, расчистив дорогу остальным наступающим. Орудовать (слово «фехтовать» как-то тут не слишком подходит, звучит по отношению к такому раритету слишком легкомысленно) — орудовать таким мечом был способен только физически очень сильный человек, и то, как говорят, не слишком долго. Известно, что тевтонских рыцарей, возглавлявших сражение, создавая голову «великой свиньи», отбирали по росту и физической силе, – слабаки тут не годились, нужны были великаны и силачи.

Меч Всеволода по своему типу принадлежит именно к вооружению наступательного клина полка. Длина его – полтора метра, вес 7 кг. Изображения корон на мече говорят о том, что он был сделан для какой-то владетельной особы. На крестовине рукояти меча выгравирована впечатляющая надпись на латыни: «Honorum meum nebus davo», перевод: «Чести своей не отдам никому». Иногда снова происходит путаница, как и в вопросе о месте изготовления мечей, и тогда мало осведомленные авторы пишут о том, что эта надпись украшает меч князя Довмонта. Можно согласиться, что она в самом деле больше подошла бы Довмонтову мечу, но нет, сие обстоит не так. Однако девиз настолько хорош, что включен в современный герб города Пскова.

В общем, так называемый «меч святого князя Всеволода Псковского» (у поэта Яхонтова — «Меч тяжелый Гавриила») весьма впечатляющий («роскошный»), но принадлежать князю Всеволоду он не мог, а потому его ценность снижается, если уж не совсем вплоть до рядового музейного экспоната, но все же существенно. Он ведь только памятник тому мечу, который когда-то в самом деле принадлежал Всеволоду Мстиславичу, но канул где-то в бездонном круговороте времен. То ли дело меч князя Довмонта.

Хотя и тут тоже не все так уж гладко. Часть специалистов считают, что и имеющийся на сегодняшний день меч Довмонта – тоже не его меч, а «так называемый». Выписка из научной статьи: «Меч, долгое время приписываемый Довмонту, появился среди государственных реликвий Пскова не раньше второй половины XIV в., когда состоялась канонизация Довмонта (видимо, имеется ввиду местное почитание, так как официальная канонизация была проведена позднее) и его оружием стали торжественно опоясывать князей в Троицком соборе при посажении на псковский стол. К тому времени подлинного меча Довмонта не сохранилось, и вместо него положили клинок, который был изготовлен не ранее XIV в.» (Вестник Дальневосточного отделения РАН, № 6, 1990, кандидат исторических наук Артемьев А.Р.).

Но не будем забегать вперед. Вопрос изучался на протяжении многих лет разными учеными разной направленности – и историками, и археологами, и военными специалистами… много всего накопилось из сказанного, так что выводы сделать можно будет…

Внешне меч Довмонта выглядит менее внушительно, чем так называемый меч Всеволода, хотя по своей военно-идеологической значимости он его, конечно, все равно превосходит. Не случайно ведь именно «это оружие, имеющее боевую биографию, давали при посажении на псковский престол наемным (служилым) князьям, а в тяжелые для города времена «одеяние гроба» Довмонта с крестами и молебнами проносили вокруг крепостных стен, чтобы укрепить дух его защитников». Стоит отметить, что «давали при посажении» вовсе не значит, что другие князья становились владельцами меча, — драгоценный меч оставался в соборе, опоясывание им было символичным и входило в обряд, не более… «сменявшие друг друга на княжении новые князья впоследствии всегда благословлялись Довмонтовым мечом»… «Церемония эта была настолько важна, что попала даже в новгородскую летопись. Наверное, она была нужна, чтобы поднять дух воинов, выступавших против врага. Князю-воеводе торжественно вручали меч как символ доверия государства и залог победы».

Меч Довмонта короче и легче двуручного (длина его – немногим более метра, вес – «всего» два с половиной килограмма, так что таким мечом можно было сражаться, держа его в одной руке), — и в целом даже просто на взгляд он почти вполовину меньше меча Всеволода (так что замечание в публицистике насчет того, что он «своей величиной и тяжестью свидетельствовал о росте и силе святого князя», на самом деле не совсем справедливо – не в отношении силы князя, а в отношении тяжести его настоящего оружия… вероятно, писавший эти строки опять-таки имел ввиду не меч Довмонта, а меч Всеволода, перепутав их между собой). Меч Довмонта имеет полуторную (более короткую) рукоять и клинок другого типа, пригодный в основном для колющего удара – формы узкого вытянутого треугольника, с ребром вместо дола (то есть без плоской центральной части клинка), с очень острым длинным концом (жалом), способным проникнуть сквозь тонкие щели в местах соединения доспехов или в тонкую же щель забрала тевтонского «большого шлема». Однако именно такой клинок был пригоднее в сражениях с закованными в броню немецкими рыцарями, а ведь именно с ними Довмонт и воевал всю свою жизнь. Кроме того, фехтовать им можно было достаточно долго, так как он не был таким тяжелым, как двуручный.

В одной художественной повести автор живописует, что меч был выкован псковскими оружейниками и вручен Довмонту псковичами как символ его новой княжеской власти. Красиво, патриотично и совершенно неверно (особенно в первой части рассказа, где меч выдается за произведение псковских ремесленников).
Тщательное изучение этого оружия подтвердило следующее, – меч в самом деле был изготовлен в середине XIII-того века, на клинке удалось расчистить характерное клеймо мастерской, откуда он происходил, в виде знаменитого «пассауского волчка», — судя по этому клейму, меч не подложный, а подлинный, причем бесспорно и наверняка. Клеймо, выполненное путем точечной инкрустации желтым металлом (латунью), расположено в верхней части клинка, вблизи перекрестия, с двух сторон, и выглядит как изображение бегущего животного, напоминающего волка, с раскрытой пастью и высунутым языком (иногда этот длинный острый язычок называют жалом). Ставилось оно на оружии, изготовленном в австрийском городе Пассау на Дунае. Упоминания о клейме на оружии в виде волка начинаются около 1260 года.

Читайте также:  Стопорное кольцо чери амулет

Город Пассау (Passau) в Нижней (или Восточной) Баварии, на самой границе современной Австрии, известен как «город трех рек» — «Dreiflussestadt». Три большие реки — Дунай, Инн и Ильц — сливаются практически в одной точке в черте города и некоторое время воды их, имеющие разные цветовые оттенки, текут как бы рядом, не смешиваясь. На фотографии Пассау с высоты птичьего полета хорошо виден этот природный феномен, — слева черные воды Ильца, в центре – зеленовато-голубой Дунай, справа — бирюзовый Инн. Трехполосный водный поток. Впечатляющее зрелище. Пассау называют «немецкой Венецией» — водяной край.
Пассау был основан кельтами, потом служил укреплением в римский период, потом, уже в Средние века, здесь обосновались бавары. С 739 года в городе находилась епископская резиденция, с 1217 года епископы Пассау получили право на княжеский титул (князь-епископ), и Пассау сделался столицей самой большой в Германии епархии, которая простиралась до Вены. Правление князей-епископов кончилось в 1803 году, когда город был присоединен к Баварскому электорату. Пассау знаменит тем, что в XII веке здесь была сложена «Песнь о Нибелунгах», записанная епископом Вольфгером, поэтому Пассау называют «городом Нибелунгов», — а следующий XIII век принес Пассау новую славу, благодаря ставшим знаменитыми пассауским стальным клинкам.

Оружейники Пассау издавна маркировали свои изделия изображением «волчка», поскольку оно находилось на городском гербе. Со временем клеймо немного видоизменялось. На мече Довмонта стоит раннее клеймо, именно середины и второй половины 13-того века, что и позволяет датировать клинок весьма точно. Со временем известность пассауских клинков выросла настолько, что это позволило поднять на них цену, без потери покупательского спроса. В связи с этим появились подражания и подделки великолепного дорогого оружия. Известно, что в 1340 году «добрые пассауские оружейники» обратились к австрийскому герцогу Альбрехту с просьбой утвердить их фирменный знак исключительно для Пассау, с одновременным категорическим запретом употреблять его в других оружейных мастерских в каком бы то ни было другом месте австрийских владений.

Из средневековой Германии, в том числе из Пассау в страны Западной и Восточной Европы экспортировали отличное оружие. Это не значит, что в других странах и в частности на Руси ковать мечи не умели. Умели, конечно, и стоили они тоже не дешево. Однако археологические находки свидетельствуют о том, что на Руси властьимущие богатые люди охотно приобретали немецкие импортные клинки.
На найденных археологами в России, в Белоруссии, на Украине старинных клинках порой можно разобрать надписи, сделанные когда-то изготовившими их мастерами. Современные методы, основанные на использовании химических реактивов, позволяют разобрать буквы, практически не различимые через коррозию металла. На нескольких находках удалось разобрать выгравированную надпись «ULFBERHT» («УЛЬФБЕРТ») – вероятно, это франкское имя являлось маркой большой мастерской или даже нескольких мастерских, находившихся либо во Франции, либо во Фландрии — или же в Германии, на Рейне в районе Майнца. Другие клинки маркированы именем «Ингельред» (на одной стороне «INGELRED», а на другой – «FIT», что значит: «Ингельред сделал»). Это подпись мастера из знаменитой мастерской, которая находилась на Рейне, может быть, в районе Золингена. Археологам попадались мечи, которые ковали скандинавы, их отличают по украшениям на рукояти с типично скандинавскими мотивами: «причудливо переплетены фигуры чудовищ, напоминающих отвратительных и злобных змей», «змей, обвивающий хвостом рукоять». На одном изъеденном ржавчиной мече XI-того века прочли написанное кириллицей имя русского мастера – «ЛЮДОТА КОВАЛЬ». Так что в оружейное дело вносили свой вклад все народы всех стран. Но судьбой литовского князя Довмонта было защищать русский город Псков с баварским клинком в руке. И меч разделил судьбу своего хозяина – обрел славу на все века и времена в русской земле. Славу и бессмертие.

Меч Довмонта изучали археологи и оружейники, в частности Яков Иванович Смирнов. Заключение специалиста: «Перед нами древнейший сохранившийся в Восточной Европе удлиненно-треугольной формы колющий готический клинок. Оружие этого типа, появившееся в Европе во второй половине XIII в., свидетельствовало о внедрении наборных доспехов, которые в бою было легче проколоть, чем разрубить».
В этом случае очень важна была крепость клинка – от сильного прямого удара он не должен был сломаться, он должен был пронзить железные доспехи рыцаря и войти в его тело. В Новгороде и Пскове археологи делали находки подобных же колющих и колюще-рубящих клинков и их обломков, датируемых второй половиной XIII-того века и XIV-тым веками. Такие мечи в основном имели общую (вместе с рукоятью) длину от 120 до 140 см, полуторную рукоять с круглым линзовидным набалдашником (яблоком) и прямой крестовиной 20-26 см длиной, а клинок ковался либо с трехрядным долом, либо вовсе без него. У классического колющего меча дол заменен гранью.
Силуэт меча Довмонта очень узнаваем из-за своей выраженной треугольной формы – именно он изображен на псковских монетах времен политической независимости Пскова, в чем нетрудно убедиться, взглянув на оригинал. Исследователь замечает также, что «Известна точная аналогия нашему мечу на одном рыцарском изображении 1299 года». Первое изображение готических мечей сохранилось на миниатюрах хроники Георгия Амартола около 1300 г.

Все это вместе взятое еще раз подтверждает подлинность княжеского меча. То есть меч, на протяжении многих столетий находившийся в псковском Троицком соборе, а ныне экспонируемый в Псковском музее, реально соответствует эпохе, в которой жил и действовал князь Довмонт, и потому мог быть его мечом на самом деле, а не легендарно, — и потому у нас есть основания тоже в это верить. Что мы, собственно, и делаем. Абзац можно завершить, добавив еще несколько штрихов к словесному портрету уникального меча. Его рукоять обложена деревом и обвита сдвоенной серебряной с позолотой проволокой. Перекрестие также серебряное, позолочено и загнуто внутрь. Из позолоченного серебра изготовлено и дисковидное навершие, в центре которого имеются круглые гнезда для крупных драгоценных камней, окруженные гравированным орнаментом. Ножны меча деревянные, они обтянуты зеленым бархатом, а закрывающий внизу треть длины серебряный вызолоченный наконечник ножен украшен гравированными листьями и окантовкой, которая немного похожа на готический крестоцвет.

Камни на рукояти меча до наших дней не дожили, пропали они где-то в темном прошлом, а когда и как это случилось – неизвестно… Зато недавно изготовленная копия меча украшена большими круглыми камнями – розовыми, полупрозрачными. В старину камни подбирали со значением, учитывая их мистические свойства, они становились талисманами владельца и усиливали силу его оружия. Однако по какому принципу выбраны камни для того, чтобы украсить копию знаменитого меча, автору этих строк неизвестно, поскольку в печати этот вопрос не обсуждался, а какие камни в действительности украшали меч Довмонта в те времена, когда его рукоять сжимала рука его владельца – тем более неведомо, причем никому.
В качестве дополнения к абзацу, по поводу камней в рукояти: в «Спутнике по Древнему Пскову», который был составлен Н.Ф. Окуличем-Казариным и издан Псковским археологическим обществом в 1913 году, было помещено детальное описание меча Довмонта, — камней в рукояти уже тогда не имелось.

Надо сказать, что далеко не все воины, выступавшие на битву с врагами по зову военной трубы, владели мечами, то есть являлись мечниками. В руках ополченцев чаще сверкал топор. Мечи были оружием военной элиты, князей и их дружинников-дворян, которые специально обучались приемами владения таким оружием – и располагали достаточными средствами, чтобы его купить. Потому что это была вещь дорогая. Такое оружие, стоившее больших денег и рассчитанное на длительную эксплуатацию, берегли и чинили до последней возможности.

Исследователи прочли по мечу Довмонта его боевую биографию, — это заслуженный меч, вполне возможно, что у него были владельцы и до князя Довмонта. С уверенностью можно сказать, что он побывал во многих боях, потерял рукоять и верхнюю часть клинка, покрытого царапинами, словно ранами, но был снова приведен в порядок и служил своему последнему хозяину до последнего… Неизвестно, каким образом он попал к Довмонту – как наследство, подарок, покупка или же военный трофей. Опять же где и когда Довмонт обзавелся своим мечом, — еще в Литве, куда оружие ввозили и с запада, и с востока одинаково, или же клинок стал его достоянием уже в русском Пскове. Хотя князь мог владеть (и так наверняка и было) не одним, а несколькими мечами (арсенал всегда должен предусматривать запас), можно все же предположить, что он пользовался именно этим мечом неоднократно и долгие годы, что меч был его личным оружием. Так что, вполне может быть, что именно им он заколол короля Миндовга (если он убил его собственноручно, как иной раз предполагают), именно им разил немецких и датских рыцарей на поле Раковора, именно им был вооружен в битве с немцами под стенами Пскова в 1269 году, — и, что тем более может быть, держал его в руке, когда вел своих воинов против немцев в 1299 году, в свой последний бой. Предположение, что рану магистру в 1269 году он тоже нанес этим мечом («уязви в лице») менее правдоподобно, так как поединок рыцарей начинался с ударов копий, — однако и такая вероятность, конечно, тоже присутствует.
Согласно преданию, перед битвой с немцами под станами Пскова в 1269году меч Довмонта был освящен в Троицком храме.

Читайте также:  Мощные обереги от всего

Часто вещи более живучи, чем люди. Князь Довмонт прожил долгую жизнь и умер, как и все, в свой черед. Верные его памяти потомки древних псковичей сохраняли его могилу, его останки, его мощи как могли, но все же где гарантия, что та горстка праха, которая до сих пор хранится в одном из ковчежцев, вставленных в общую серебряную раку-гробницу в псковском Троицком соборе – это в самом деле его прах… или хотя бы горстка земли, взятая из могилы, где покоился некогда его гроб… столько веков, столько войн и потрясений, столько пожаров, обрушений, перестроек сменявших один другого Троицких соборов, столько разных эпох и разных правителей с собственными подходами к делам и собственными взглядами и на старину, и на современность… Но благородное боевое оружие не солжет, оно, как некогда на поединке Божьего суда, засвидетельствует правду. Меч, который держал в руках сам князь Довмонт в своем давнем XIII-том веке, дожил до наших дней, и мы можем его видеть – а кто-то из нас даже дотронуться до него. Он с нами до сих пор. Самое близкое к нам, зримое чудо.

Современность. Копия меча.

В настоящее время и итальянский меч Всеволода, и немецкий меч Довмонта, один подложный, но ставший значимым за 7 столетий почитания, другой подлинный, поэтому тем более бесценный и необыкновенный, хранятся в Псковском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, — в музейной витрине, под стеклом, под охраной, как и положено. В 2010 году оружейниками и ювелирами Петербурга была создана точная копия меча Довмонта.

Псковская лента новостей (ПЛН):
23.01.2008. «Экспонирование ценнейшей исторической реликвии Пскова. Меч псковского князя Довмонта с ножнами из фондов Псковского музея-заповедника отправится на выставку «Следы минувшего. Сокровища отечественной истории из музеев Российской Федерации в залах ГИМ в 2007-2009 годах». Как сообщает «Наследие земли Псковской», выставка будет работать с 6 февраля до 1 апреля 2008 года в Государственном историческом музее на Красной площади. Разрешение Псковскому музею-заповеднику на вывоз экспоната дано комитетом Псковской области по культуре и туризму. Документы на вывоз ценнейшего экспоната оформлены в соответствии с установленными требованиями и согласованы с Федеральным агентством по культуре и кинематографии. Торжественная церемония открытия выставки «Следы минувшего. Сокровища отечественной истории из музеев Российской Федерации в залах ГИМ» состоится в Москве 6 февраля. В ней приглашены принять участие представители Пскова».

18.05.2010. «Псковский меч обрел своего «двойника». Над созданием копии трудились лучшие оружейники и ювелиры Петербурга, стараясь повторить каждую царапину, неровность или след коррозии. А также восстановить кое-какие утраченные детали. Восстанавливали меч по дореволюционным чертежам, то есть, не вывозя оригинал из Пскова. Свою работу современные мастера представили в Музее клинкового оружия Петербурга. Для чего была изготовлена специальная витрина. В музее он будет храниться до знаменательной даты 500-летия присоединения Пскова к Русскому государству. А в дни юбилея, как предполагается, его преподнесут в дар псковичам. Дабы могли впоследствии отправлять его на выставки, не беспокоя оригинал-оберег.»

24.07.2011. «Сегодня, в день когда Русская Православная Церковь вспоминает святую равноапостольную княгиню Российскую Ольгу, а Псков – свой день рождения, на вечевой площади Псковского кремля у стен кафедрального Троицкого собора Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий освятил реплику меча князя Довмонта-Тимофея. Как передаёт корреспондент Псковской Ленты Новостей, копия знаменитого клинка была передана в дар городу Пскову и отдана на вечное хранение в Троицкий собор. До нынешнего освящения реплику меча уже освятили на Кипре, в храме святого Лазаря и в Иерусалиме – по замыслу авторов проекта по воссозданию старинного клинка, копия оружия «повторила» тот же европейский путь, что прошёл настоящий меч при своём хозяине – князе Довмонте».
Относительно последней процитированной заметки не очень понятно, почему в европейский путь клинка попали и Кипр, и Иерусалим (предполагается, что первый владелец меча – еще до Довмонта – воевал за Гроб Господень?), но понятно, что в замысел авторов проекта также входила большая доля помпезности. Однако главное состоит все-таки в том, что, если подлинный меч Довмонта по какой-нибудь причине канет в круговороте новой эпохи (чего на свете не бывает), возможно, останется хотя бы его точная копия.

На Першах Псковского Крома с наружной стороны рядом с входными воротами находится металлический щит (стяг, прапор) с псковским гербом – барсом. Перед щитом прикреплен огромный двухметровый меч — условная копия Довмонтова меча. Вместе герб и меч являются символами Пскова, напоминая о военной славе этого города-героя.

ПСКОВ. ПАМЯТНИК КНЯЗЮ ДОВМОНТУ.

«Чести своей не отдам никому.»
Девиз, начертанный на современном гербе города Пскова.

Говорят, в XV-том веке Псков был по населенности и богатству вторым городом Русского государства после его столицы – Москвы (вероятно, сравнение справедливо для тех времен, когда уже оказался разорен Новгород). Сегодня население Пскова по численности в 50 раз меньше московского. А это значит, что Псков навсегда утратил свое былое древнее величие. Сегодня это маленький город, хотя он и является административным центром области и православной епархии. Крепость его пользуется известностью и привлекает туристов. Многое в нем было разрушено в разные века его существования – старинные здания, церкви, кладбища. Но ведь все древние города в конечном счете стоят на костях своих основателей. Такова правда жизни. У каждого времени свое лицо, а легко никогда не бывает.

У современного Пскова – роскошный герб, с имперским блеском. Утвержден 16 июля 2010 года. В центре – прямоугольный щит, в лазоревом фоне которого гордо шествует золотой барс с пятнами на шкуре – неусыпный страж. В геральдике принято изображать леопарда (барса) в отличие от льва ступающим на три лапы с поднятой передней. Псковский барс ступает по законам геральдики (впрочем, это было ему свойственно изначально), смотрит он вперед, пасть раскрыта, в ней виден высунутый язык, а хвост с кисточкой изгибается над спиной. Прямо над ним из белого кудрявого облака выходит благословляющая его рука. Еще два леопарда, с ошейниками в виде корон, с рыцарскими мечами, стоя на задних лапах, держат щит с двух сторон. Еще одна корона, зубчатая, с драгоценными разноцветными камнями и ободком с узором в виде дубовых листьев увенчивает щит, находясь вверху всей композиции, а за ней видны два перекрещенных обнаженных клинка. Прекрасную картину дополняет помещенная внизу на голубой ленте надпись, гласящая «Чести своей не отдам никому». Надпись взята с так называемого меча князя Всеволода. Пусть меч не подлинный, но подлинное почитание, которым его окружали 7 веков, сделало его таким. А потом, какие слова! Просто подарок. Как можно их проигнорировать.

Еще у современного Пскова есть свой гимн, словами которого можно закончить это долгое путешествие в прошлое, где жили и действовали коварные короли, отважные князья, прекрасные княгини… где кипели нешуточные страсти, проливались слезы и кровь и в тяжелых битвах под каменными стенами городов закладывались основы нынешней современности – такой, какой мы ее видим, той, в которой мы живем.

Там, где к Великой мчится Пскова,
Там, где Россия в людях жива, —
Встал наш любимый город седой,
Вечно хранимый Ольгой святой.
Блещет барс над каждой башней.
Блещет золото крестов.
Вечно славься, Псков вчерашний!
Вечно здравствуй, новый Псков!

Звон колокольный в небо плывет.
Город наш вольный вечно живет.
Годы лихие сгинут, как дым.
Славу России мы возродим.
Блещет барс над каждой башней.
Блещет золото крестов.
Вечно славься, Псков вчерашний!
Вечно здравствуй, новый Псков!

Не опрокинет времени гром
Нашу твердыню — каменный Кром.
Вскормлен и вспоен силой земной,
Пахарь и воин, Псков наш родной.
Блещет барс над каждой башней.
Блещет золото крестов.
Вечно славься, Псков вчерашний!
Вечно здравствуй, новый Псков!

Слова гимна — Станислав Золотцев, музыка — Н. Мишуков. Может быть, это не так задушевно, как у Яхонтова:

Меч тяжелый Гавриила,
Пятиглавый наш собор,
Князя Довмонта могила,
Запах древности, простор… — но, в общем, тоже впечатляет (да и жанр другой –

все-таки гимн, а не поэма), особенно последние строки звучат совсем неплохо и вообще как-то обнадеживающее, и в отношении прошлого, и в отношении настоящего и будущего:

Вечно славься, Псков вчерашний!
Вечно здравствуй, новый Псков!

На Псковщине возле старинного Изборска становится традицией проводить в летнее время средневековые фестивали. Люди приезжают, чтобы пожить в палатках ввиду старинной Изборской крепости, под сенью креста Труворова Городища, и принять участие в красочных костюмированных игрищах. Из багажников автомашин достают сделанные под старину доспехи и сшитые под старину одежды, для себя и для детей. Рыцари встретятся на турнирах со своими противниками, на их поединки будут смотреть красивые женщины в платьях и головных уборах давних эпох… здесь будут и немецкие рыцари, и русские витязи – все, как было когда-то, только без мрачной тени давних трагедий, но в память славных побед и в надежде на новые удачи.

Источник

Оцените статью