- Таро- магия вдохновения. Сад Ники де Сен-Фалль
- В сорока километрах от Гроссето, у небольшой деревеньки Гравиккио и камменной крепости, городка Капальбио, находится всемирно известный «Парк Карт Таро» созданный французской художницей Ники де Сен-Фалль.
- Парк великолепен. И для детей и для взрослых, здесь найдется чем впечатлиться. Вначале впечатляют формы и краски, так все насыщенно ярко и все искрится на солнце от стеклышек и зеркал вмонтированных в скульптуры.
- Потом за красками начинают вырисовываться образы, Ники выбрала 22 старших Арканов Таро и воплотила их в материю вплавив в их объемность свои образы, своих внутренних драконов, демонов, ангелов.
- Мозаика.Хулиганка или буржуа?Ники де Сен-Фалль: На пути к Саду Радости
Таро- магия вдохновения. Сад Ники де Сен-Фалль
«Хороший путь не имеет четкого плана, и у этого пути нет определенной цели.» Лао Цзи
В сорока километрах от Гроссето, у небольшой деревеньки Гравиккио и камменной крепости, городка Капальбио, находится всемирно известный «Парк Карт Таро» созданный французской художницей Ники де Сен-Фалль.
О Ники можно прочитать в любом поисковике о парке Таро так же…
Ники де Сен-Фалль (29 октября 1930, Нёйи-сюр-Сен — 21 марта 2002, Сан-Диего) — французская театральная художница и скульптор, представительница НОВОГО РЕАЛИЗМА. Жена скульптора Жана Тэнгли. Среди наиболее известных работ супругов — фонтан Стравинского в Париже.
В 1956 состоялась первая персональня выствка Ники в Галерее «St. Gallen» в Швейцарии. В 1961 ее перформанс «Tiri o Shooting paintings» приносит ей славу и сближает с художниками Нового Реальзма.
Художница подчеркивала терапевтическую функцию своего перформанса. Ники обвинялаа своего отца в попытке изнасиловать ее в возрасте одиннадцати лет.
Разывающиеся мешки краки при выстрелах в гипсовые мужские фигуры приносили ей спокойствие и уверенность.
В молодости Ники выступала моделью, снялась в 16 лет на обложке «Лайф» в 22 на обложке «Вог».
Под влиянием Гауди создала фантастический «Сад игры в Таро», в 1998—2002 гг. работала в Калифорнии над садом «Волшебный круг королевы Калифии». Написала несколько автобиографических книг, работала в кино, о ней и Тэнгли снят документальный фильм Петера Шамони (1996). Умерла от лёгочной болезни, вызванной отравлением токсическими веществами, которые она использовала при изготовлении и раскрашивании своих скульптур.
В 2000 году Ники стала почётной гражданкой Ганновера. На вокзале Ганновера в 2002 был открыт пассаж Ники де Сен-Фалль.
Так зачем же я пишу все это?
Сложно ответить даже самой себе…
Парк великолепен. И для детей и для взрослых, здесь найдется чем впечатлиться.
Вначале впечатляют формы и краски, так все насыщенно ярко и все искрится на солнце от стеклышек и зеркал вмонтированных в скульптуры.
Потом за красками начинают вырисовываться образы, Ники выбрала 22 старших Арканов Таро и воплотила их в материю вплавив в их объемность свои образы, своих внутренних драконов, демонов, ангелов.
- Аркан XV , Дьявол
архетип — Противник;
задача — преодоление внутренней противоречивости, знакомство со своими теневыми, прежде неизвестными сторонами, осознание их, снятие проекций;
цель — понимание собственных ошибок, открытие в себе неведомых ранее сторон, освобождение от зависти;
риск — пасть жертвой собственной тени, приняться за старое, впасть в неумеренность, похоть, увлечение борьбой за власть.
Работа над парком длилась практически 20 лет с 1979 по 1998. Последние 10 лет Ники прожила там же, в парке, в зеркальном чреве Императрицы, которое сейчас открыт для посетителей.
- III Аркан, Императрица. архетип — Мать (мать-природа); задача — плодородие, рождение нового;
цель — жизненная сила, рост, циклическое обновление, жизнеутверждение; риск — возможны дикость, непостоянство; жизнеощущение — вступление на плодородную ниву, радость жизни, знание циклов, доверие к полноте бытия.
Иии …, слов нет, царство снежной королевы существует! В нем реально все: зазеркаленный холодильник, газ, спальня, душевая комната. Небольшой умывальник спрятанный около входа, здорово, не надо идти на кухню что бы вымыть грязные от работы руки. Бессознательно начинаю восстанавливать быт людей живших в этом хрустальном дворце: Вот здесь ОНИ спасли, вот здесь ОНИ ели, интересно кто принимал первым душ после трудового дня. Телека нет , хорошо то как, наверно читали а может сидели на улочке под боком, как за пазухой у Императрицы и неспешно обсуждали день, работу, знакомых, погоду, светские новости из Парижу , любовались закатами тосканскими.
ОНИ это Ники де Сан Фалль и ее муж французско-австрийский художник Жан Тэнгли.
В юности я вырезала фото Йоки Оны из журналов “Искусство кино” тщательно отделяя ее изображение от Джона Ленона, в двадцать хочется быть индивидуалистом! В саду Таро автоматически отпочковала работы Ники от работ Тенгли и сосредоточила взгляд объектива только на ней, на ее повествовании. Лишь одна работа Тэнгли попалась в мое прямоугольное окошечко внимания- внутренее чрево женщины Правосудие.
-
- VIII Аркан Правосудие
архетип — Ум;
задача — осознание существующих законов, способность выносить разумные, взвешенные суждения, гражданское мужество;
цель — ответственность, объективность, честная игра, уравновешенность, приобретение опыта;
риск — самодурство, непогрешимость, предрассудки, желание судить, интриганство;
жизнеощущение — ты пожинаешь то, что посеял, играй честно — и с тобой будут играть честно, прежде чем решать — подумай.
- VIII Аркан Правосудие
Поняла это только дома, просматривая фотографии сделанные за день. И как наваждение вспомнились старые журналы о кино.
Недалеко от императрицы примостилась маленькая цасовенка «Умеренности».
- XIV Аркан Умеренность
архетип — Проводник душ;
задача — довериться верховному водительству, найти свою верную меру;
цель — безошибочная внутренняя уверенность, достижение середины и целостности;
риск — последовать ложному внушению, посредственность;
жизнеощущение — помощь со стороны некоей мощной силы, гармония, свобода, здоровье.
Настоящая часовенка с алтарем из керамики и стекла на который кто то любовно поставил фотографии в старых деревянных рамочках. Пожелтевшие фотоснимки, Ники, Жан, еще кто то, не знаю всех лиц, над » садом жизни» трудились многие художники, соратники и друзья Ники и Жана. Запыленные стеклышки, мелкие мушки в уголках рамочек на меня улыбаются два счастливых лица. Трогательно, очень, стараюсь не плакать.
Все железобетонные конструкции для меголических скульптур были сделаны и спроектированы Жаном Тэнгли, если бы даже я захотела я не смогла бы отделить друг от друга нераздельное, вся эпотажность, яркость, броскость, сила экспрессии работ Ники была закреплена жесткими конструкциями основы, каркаса проработанного Тегли. Когда ты любишь, ты творишь. СОтворяешь когда вместе…
- VI Аркан. Влюбленные
архетип — Выбор, «витязь на распутье»;
задача, — выбор по велению сердца, решение, принимаемое всей душой:
цель — бесповоротная решимость идти данным путём, быть с данным человеком, выполнить данную задачу;
риск — переоценить свои силы, уйти в мечтания;
жизнеощущение — «сердце, как хорошо на свете жить!», готовность и умение выбирать.
На пути к дому, моя коллега по туризму, перелистывая фотоальбом купленный в парке вдруг заметила –« Все же сумасшедшей была эта француженка.»
« Просто творец!»- парировала я, мне почему то стало обидно за всех художников Мира. Однажды, моя андалузская подруга, на замечание о южных людях , ответила- « Как бы скучен был ваш мир без южан..»
Позволю перефразировать этот ответ –
-Как бы скучен был наш мир без художников!
Но я не ответила так моей коллеге, потому что подумала об этом намного позже…
- XIX Аркан. Солнце
архетип — Рассвет, Утренняя заря;
задача — подлинное примирение;
цель — возрождение, понимание и осознание необходимости быть скромным;
риск — стать банальным резонером;
жизнеощущение — спокойствие, радость жизни, умение не создавать себе проблем, легкость и незацикленность.
Источник
Мозаика.Хулиганка или буржуа?Ники де Сен-Фалль: На пути к Саду Радости
Вот еще один мой любимый художник,точнее художница.Более хулиганка, чем добропорядочная буржуа, в поведении; более американка, чем француженка, в искусстве; более француженка, чем американка, в биографии, Ники де Сен-Фалль (Niki De Saint Phalle) прошла в своем творчестве непростой путь от деструкции до обретенной женственности и радостного просветления. |
Ники де Сен-Фалль родилась в 1930 г. в Нёйи-сюр-Сен близ Парижа в семье банкира, выросла в Нью-Йорке, куда после Великой Депрессии переехала семья.
С 16 лет Ники работала фотомоделью, ее фотографии появлялись на обложках Vogue и Life.
В 1949 г. она познакомилась с американским поэтом и прозаиком Харри Мэтьюзом, за которого в 18 лет вышла замуж и родила 2 детей. Они переехали в Кембридж (Массачусетс), и пока муж изучал музыку в Гарвардском университете, Ники увлеклась рисованием, экпериментируя с различными стилями и техниками.
Она категорически не принимала тот буржуазный образ жизни, который вели ее родители, но создав собственную семью, она поняла, что живет по тому же сценарию. Постоянный внутренний конфликт, возникший на этой почве привел к нескольким нервным срывам, от которых Ники де Сен-Фалль лечилась в психиатрической клинике. После развода она уехала в качестве модели в Париж, где познакомилась с американским художником Хью Вайсом, ставшим ее близким другом и наставником в творчестве. Именно он убедил ее продолжать заниматься живописью. Ники совершила несколько поездок в Испанию. «В 1955 году я побывала в Барселоне, где посетила прекрасный парк Гуэль, созданный Гауди. Мой мастер и моя судьба ждали меня здесь, а увиденное привело в такой восторг, что все во мне затрепетало. Уже тогда я знала, что мне предначертано однажды создать свой собственный сад Радости. Через двадцать четыре года появился Сад Таро, ставший самым грандиозным приключением моей жизни». А пока Ники де Сен-Фалль окончательно обосновалась в Париже.
В 1956 г. в Швейцарии прошла дебютная выставка ее наивной живописи. В 1961 г. художница примкнула к движению «новых реалистов» (Les Nouveaux Realistes). Среди «новых реалистов» был и Жан Тингели, швейцарский художник, который разделил ее работу и жизнь.
«Когда я впервые встретила Жана, я была 25-летней девчонкой с полными карманами рисунков. Я мечтала о строительстве безумного замка, часовни всех религий. Когда рассказала, он не смеялся. Он принял мечту всерьез. Я сказала, что мои мечты больше, чем мои возможности, и он ответил словами, которые изменили мою жизнь: «Ники, мечта это все. Технология — то, чему мы можем научится».
Поженившиеся в 1971 г. и вплоть до кончины Тингели в 1991 г. художники работали над совместными произведениями,а также над собственными, отдельными проектами.
После первых коллажей Ники начинает заниматься скульптурами из собранных и переработанных предметов. Она одевает в яркие цвета кукол с искореженных телом из папье-маше и обвешивает их странными предметами: ножницами, ножами, гвоздями.
Под впечатлением от беременности ее подруги Кларис Риверс, жены одного из пионеров американского поп-арта Ларри Риверса, Ники начинает воплощать в своих произведениях феминный архетип и анализировать роль женщины в социуме. Так возникают ее пышнотелые и жизнерадостные скульптуры «Нана», которые Ники де Сен-Фалль будет создавать в самых различных вариациях на протяжении всей жизни.
Выставки и ретроспективы Ники де Сен-Фалль не прекращаются и в Нью-Йорке, и в европейских столицах, несмотря на ее тяжелую болезнь дыхательных путей.В то же время, на протяжении двадцати лет она неотрывно трудится над садом «Таро» в Италии, главным произведением ее жизни.
|