Ямвлих халкидский египетские мистерии путь таро
О египетских мистериях
Книга знаменитого философа-неоплатоника IV в. Ямвлиха Халкидского посвящена философскому истолкованию магических и религиозных ритуальных действий. Будучи своеобразным и весьма спорным памятником истории мысли, она ранее не была доступна широкому кругу читателей, не владеющих греческим языком, поскольку настоящее издание представляет собой ее первый перевод на русский язык. Издание предназначено для широкого круга читателей, интересующихся историей философии, религии и эзотерических учений.
НЕОПЛАТОНИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ ФИЛОСОФИИ И ТЕУРГИИ
В знаменитой книге польского писателя и ученого Яна Потоцкого «Рукопись, найденная в Сарагоссе», написанной в начале XIX века, в числе прочих достопримечательных историй, рассказываемых героями романа друг другу вечерами во время странствий по Испании, излагается и следующая *. Вечный Жид Агасфер вспоминает детские годы, проведенные им в Александрии, и, упомянув о своем тогдашнем интересе к разнообразным религиям, пересказывает содержание бесед с египетским жрецом Изиды Херемоном, просветившим его в экзотерических вопросах жреческого служения египтян. Смыслего рассуждений таков. Египтяне, как и иудеи, почитают единого Бога, собственного отца и собственного сына
* См.: Потоцкий Ян. Рукопись, найденная в Сарагоссе. М.,1989. С.369-388. Написание имен, принятое в этой книге, при изложении сохраняется.
и единственного отца Бога, само добро, начало всего и источник понятий первейших созданий; Он-первооснова, Бог Богов, монада единства, предшествующая существованию и творящая основу для существования, ибо от него исходит существование бытия и само бытие, и потому он называется также Отцом бытия. Именование же этого единого Бога бывает разным: когда речь идет о божественном разуме, его называют Эмеф; когда о словесном истолковании -Тот или Эрмет (отсюда -греческое Гермес); когда о божественном творении-Амон; когда о покровительстве искусствам-Пта; когда о добре-Озирис. Поскольку Бог вступает в самые разнообразные отношения, то он и почитается как собирательный и бесконечно разнообразный; таким образом, не кощунствуя, можно говорить и о множестве богов. У человека же имеются два духа-злой и добрый. Помимо единого Бога и многих богов, упоминаются и другие сверхъестественные существа: духи *; герои, души которых близки к природе духов; ангелы; архангелы, отождествляющиеся с архонтами; князья зодиака и чистые души. Жрецы, совершая теургические действия, могут вызывать к себе эти существа, хотя при этом и нарушается общий порядок мироустройства; облики и явления, связанные с сошествием этих существ на Землю, самые разные и имеют прямое отношение к их благодетельности и силе. Что же касается изваяний (изображений богов, идолов, за почитание которых иудеи особенно порицали египтян, утверждая, будто те полагают их богами) и божественных символов, то сами они, конечно, не являются богами, но если они освящены подобающими жреческими
* Под «духами», вероятно, подразумеваются те сверхъестественные существа, которые в греческой традиции было принято называть демонами, а в латинской-гениями.
действиями, то содержат некую частицу божественной силы. Теург-жрец, совершающий заклинания правильно,-до известной степени открывает себя высшей природе и способен совершать чудесные вещи. Херемон пересказывает это египетское учение, основываясь на установлениях первого Меркурия, зафиксированных в обрядах и догматах пророком Битисом, жившим за две тысячи лет до Тота, или третьего Гермеса, книги которого по этим, вопросам почитаются священными и выносятся в процессиях на празднествах египтян.
По окончании этой части рассказа Агасфера среди слушателей происходит небольшая дискуссия. Веласкес говорит, что не узнал ничего нового и что все рассказанное можно найти у Ямвлиха. Уседа реагирует на это так: «Кто б он ни был… только могу поручиться, что Вечный Жид говорил всем чистую правду».
Все, что касается египетской теологии, можно найти в ныне предлагаемой вниманию читателей книге Ямвлиха Халкидского «О египетских мистериях» -такого мнения придерживались по данному вопросу образованные люди XVIII века. Действительно, рассказ Херемона представляет собой связное переложение VIII книги данного трактата (с точностью до терминологии: демоны и человеческие души у него называются «духами»), дополненное некоторыми положениями из других его частей; вопрос же о том, как соотносится предлагаемая Ямвлихом теологическая схема с истинными религиозными воззрениями египтян, лучше пока оставить открытым и ответить на него лишь в самом конце настоящей статьи, когда прояснится уже полностью та парадигма философской и религиозной мысли, которая лежит в основе рассуждений автора данного сочинения. Сейчас же следует лишь отметить ту величайшую
Источник
Ямвлих Халкидский Египетские мистерии. Символика Таро: Путь посвящения / Перев. с англ. М.: ООО Издательство «София», с.
2 УДК (32) ББК 86.3 Я55 Я55 Ямвлих Халкидский Египетские мистерии. Символика Таро: Путь посвящения / Перев. с англ. М.: ООО Издательство «София», с. ISBN Ямвлих, известный греческий философ, живший в Сирии в начале четвертого века, оставил нам подробное описание египетских мистерий и испытаний, которым подвергались кандидаты. Хотя величайшие тайны этого процесса, несомненно, не были раскрыты, эти записи бесценны. Мы узнаем скрытые, тайные значения чисел, зашифрованные в номерах символов, соответствующих Старшим Арканам Таро путям Озириса, Изиды и Гора. Мы узнаем, для чего были воздвигнуты Великая Пирамида, Сфинкс и что знаменуют собой их тайны. Вместе с юным жрецом и его Наставником мы пройдем по всем трем путям двадцати двух символов посвящения через миры света и тьмы УДК (32) ББК 86.3 ISBN «Со фия», 2012 ООО Издательство «Со фия», 2012
3 Оглавление Предисловие. 7 Введение Часть первая. Посвящение Испытания Часть вторая. Тайны Первый символ Второй символ Третий символ Четвертый символ Пятый символ Шестой символ Седьмой символ Восьмой символ Девятый символ Десятый символ Одиннадцатый символ Двенадцатый символ Тринадцатый символ Четырнадцатый символ Пятнадцатый символ Шестнадцатый символ Семнадцатый символ Восемнадцатый символ Девятнадцатый символ Двадцатый символ Двадцать первый символ Двадцать второй символ
4 Предисловие Книга «Египетские мистерии» представляет собой чрезвычайно интригующий текст, поскольку нам известно очень мало о ее авторе и о том, когда и с какой целью она была написана. В оккультном мире принято считать, что эту книгу написал Ямвлих, неоплатоник и самый выдающийся представитель александрийской школы, но эта точка зрения выглядит неправдоподобной. Во-первых, книга Ямвлиха (IV в. н. э.) называлась «О мистериях египетских, халдейских и вавилонских», а во-вторых, эта работа датируется IV в. н. э. и связана с извечными мистическими и философскими вопросами сотворения космоса и отношений между Творцом и сотворенным она не включала никаких фрагментов и упоминаний об обрядах посвящения. Однако нет ничего удивительного в том, что «Египетские мистерии» связывают с именем Ямвлиха. Как и Аполлон Тианский, он тоже был известен как великий волшебник, обладающий множеством сверхъестественных способностей. К примеру, существует история о том, как он сотворил из горячих источников Гадары принципы Эроса и Антэроса в облике двух юношей. Он умел, кроме того, очень точно предсказывать события и сообщаться с Творцом посредством теургических церемоний. Таким образом, он наверняка был знаком со значением и содержанием ритуалов посвящения, тем более что в ранние дни христианства 7
5 эти обряды все еще играли важную роль во многих мистических школах. Однако несмотря на все это, его работа не имеет ни малейшего сходства с представленным в этой книге текстом: переводы трудов Ямвлиха, сделанные Тэйлором (1821), Куиллардом (1895) и Хопфнером (1921), не содержат ни единого отрывка, который был бы связан или каким-либо образом перекликался с материалом «Египетских мистерий». В 1901 году, когда американский оккультист и основатель Братства Света Элберт Бенджамин написал, что его приятельница Женевьева Стеббинз сделала для своих друзей перевод с французского издания «Египетских мистерий» Ямвлиха, он ошибался, хотя сам и не подозревал об этом; эта оплошность вполне объяснима. Как принято было считать, французское издание представляло собой перевод с исходного манускрипта, сделанный французским оккультистом Кристианом это имя было псевдонимом Жан-Батиста Питуа, автора известной книги «Красный человек из Тюильри». Нет никаких сомнений в том, что Кристиан перевел эзотерический текст огромной ценности. Как библиотекарь, в обязанности которого входила сортировка бесчисленного количества книг и рукописей, оказавшихся в распоряжении французской республики после конфискации монастырских библиотек, и как ученый-эзотерик (познаниями в астрологии одарил его друг, Оноре де Бальзак, а проницательным пониманием Каббалы, магии и Таро его наставник Элифас Леви), он был именно тем, кто способен по достоинству оценить духовное значение этих манускриптов. Иными словами, «Египетские мистерии» были, ве ро ятнее всего, переведены на французский язык Кристианом, но он сделал этот перевод не с 8
6 манускрипта-оригинала (мог ли сохраниться до тех времен манускрипт четвертого века?), но с одной из многочисленных рукописных копий, которые распространялись в оккультном мире от средневековья до девятнадцатого столетия. Примечательна та особая ценность, которую сам Кристиан приписал этому манускрипту, он никогда не издавал свой перевод официально. Среди работ, цитируемых Полем Шакорнаком, биографом Элифаса Леви и блестящим, эрудированным оккультистом, ни разу не упоминается обряд посвящения, описанный таким автором, как Ямвлих. Из этого можно заключить, что, подобно Женевьеве Стеббинз, Кристиан распространял ограниченное издание манускрипта, приписываемого Ямвлиху и связанного с обрядом посвящения, поскольку он считал, что официальная публикация такого документа откроет излишне многое о содержании этих посвящений. Те, кто использовал этот перевод в дальнейшем принадлежали эти люди к американскому Братству Света или же к другим, французским или немецким школам, также старались не публиковать чего-то большего, кроме романтических отрывков, кратких выдержек или отдельных выводов. Несомненно, возникает вопрос о том, на основании чего Кристиан и многие другие могли прийти к выводу, что этот текст действительно принадлежит Ямвлиху. Любопытно, что ответ на этот вопрос обнаруживается в самой истории «Мистерий» Ямвлиха. В них египетский элемент намеренно подчеркивается: поскольку в то время Отцы Церкви неизменно относились ко всему пришедшему из Египта с уважением и не отметали подобные материалы как ересь, имя Ямвлиха было, вероятно, добавлено к «Египетским мистериям» для того, чтобы текст обрел соответствующий удельный вес. Более того, такие личности, 9
7 как Кристиан и Элифас Леви, последователи графа де Жебелена и Фабра д Оливе, всегда были склонны к поискам источников всех эзотерических материалов в Египте или Палестине. Немецкая рукопись конца восемнадцатого века, по которой был выполнен французский перевод, очень похожа на два типа рукописей, распространявшихся в то время среди оккультистов. Один из них был основан на доктринах и ритуалах Египетского вольного масонства Калиостро, а другой на ритуалах посвящения иллюминатов, частично политического, частично оккультного общества. Подлинные намерения Калиостро или Вейсгаупта и фон Книгге (основателей ордена иллюминатов) не так уж важны для нашей темы. Важным является то, что оба общества достигли своего пика около 1780 года и оба они весьма охотно использовали таинства, пугающие ритуалы посвящения, основанные на том принципе, что настоящими членами общества могли стать только те, кто способен выдержать требования испытаний. Элемент жестокости, который может вызвать аналогии с мучениями обрядов достижения половой зрелости у индейцев и африканцев, отсутствует в большинстве прочих ритуалов посвящения, имеющих тенденцию подчеркивать сам факт инициации. С другой стороны, элемент угрозы является настолько явным фоном в «Египетских мистериях», что мы склонны полагать, что имеем в этом случае дело не с ритуалом, передаваемым с древних времен, или ритуалом розенкрейцеров либо вольных масонов, но с тем типом посвящения, который был введен Калиостро или, еще ранее, орденом иллюминатов, то есть с посвящением, пронизанным элементами неоплатонизма и теософии. Это означает, что они не только остаются правдоподобными, но и вызывают впечат- 10
8 ление древних и имеющих египетское происхождение впечатление, навязанное терминологией. Подведем итоги: вероятнее всего, этот текст был составлен в конце восемнадцатого века в кругах ордена иллюминатов с намерением создать твердую основу для того, чтобы лица, проходящие посвящение, любой ценой подготовились к распространению идей ордена. Какие бы сомнения в этом ни возникали, невозможно утверждать, что это посвящение вступает в конфликт с какой-либо традицией; оно принимает во внимание оккультные законы в том числе и с хронологической точки зрения. Поскольку подробные описания посвящений чрезвычайно редки одним из немногочисленных исключений является «Сокровеннейшая Тройная Мудрость», единственный экземпляр которой был изъят после того, как инквизиция заключила Калиостро в тюрьму в Риме, мы чувствуем важность публикации этого рассказа о посвящении в переводе на английский. Кроме того, этот текст предоставляет возможность задуматься о том, происходят ли акты посвящения в наше время. Если инициацию рассматривать как метод достижения измененных состояний сознания, то она, безусловно, может оставаться значимой и сейчас, поскольку многие люди осознают, что за пределами прозаической повседневной жизни кроется иное, более великое существование. Если вы когда-нибудь влюблялись, вам известно, что монотонные жернова реальности способны внезапно превращаться в мир сверкающей радости лишь потому, что вы познакомились с кем-то особенным. И это не просто обман чувств. Это реальное состояние, в котором мы можем пребывать постоянно, если не позволим себе погрязнуть в тяжких трудах, отчаянии, страстях или аморальном поведении. Религиозные люди также зна- 11
9 комы с мимолетными проблесками иного мира, связанного с блаженным ощущением гармонии и покоя. Целью инициации является необратимое обновление. В этом различие между эзотерическим обучением, с одной стороны, и современными терапевтическими методами с другой. Ибо там, где современная психология пытается помочь человеку почувствовать себя более комфортно в отношениях с самим собой, эзотерическая наука показывает, что за человеческими стремлениями кроется мир неограниченных психических возможностей и содержания. Постижение самого себя является первым шагом к обнаружению и управлению таким миром непрерывного обновления можно достичь только путем пошагового развития, которое является характерным признаком инициации. 12
10 Введение Возникновение религиозных верований, благодаря которым Египет обрел свою великую славу, окружено тайной, как и само появление египтян. Но памятники, пережившие многие столетия, неопровержимо свидетельствуют, что господствующей в Египте системой правления была теократия. С уверенностью можно утверждать и то, что с незапамятных времен египетские жрецы были как слугами Бога, так и служителями науки и исполняли, таким образом, две наиболее важные задачи человечества работу с духом и с разумом. Высшая власть пребывала в руках Верховного Жреца, или Иерофанта (Хранителя Священного Слова), приказы которого, отдаваемые от имени Бога, передавались и неукоснительно исполнялись преданными Ему жрецами. Первоначально центром египетской цивилизации были Фивы, священный город Нижнего Египта, но в результате неуклонного роста населения города распространялись все далее к северу, вдоль Нила, пока египтяне не достигли его дельты. Население Египта разделялось на четыре класса, или социальных слоя: жрецы, воины, торговцы и рабы. Воины, которые, разумеется, представляли собой ничего не производящий класс, поддерживались остальными классами для обеспечения безопасности страны и проводили большую часть своего времени в высокомерной праздности. С помощью могущества 13
11 и силы своего оружия они подавили духовных вождей и во времена Менеса даже объявили монархию, сменив тиару жреца на корону царя. Так Менес стал основателем египетских династий, и поэтому его имя возглавляет список правящих монархов, перечисленных в древних папирусах и запечатленных на памятниках жреца Манатона. Жрецы были лишены правящей власти, но очень скоро стало очевидным, что для управления народом, воспитанным на религиозных традициях, одной только власти царя совершенно недостаточно; в отношении же духовных результатов она была полностью бесплодна. Тем временем знания и понимание область действия жрецов развивались своим чередом, ибо познание невозможно подавить или направить в желаемое русло никаким государственным переворотом. Фивы, великий центр цивилизации, не потеряли своего влияния и авторитета, и Менес в конце концов решил, что ему необходимо основать собственную прекрасно защищенную столицу, поскольку его власть основывалась исключительно на военной силе. Новый город назвали Мемфисом, и через некоторое время он стал одним из важнейших центров Египта. Любопытно, что от этого города, располагавшегося между Каиром и Саккарой, не осталось даже развалин. Загадкой остается даже само точное местоположение Мемфиса: волны Нила и пески пустыни полностью скрыли его, тогда как впечатляющие руины Фив сохранились до наших дней и продолжают поражать путешественников, позволяя почувствовать величественную славу древности. ПИРАМИДЫ На равнине близ Гизы, напротив Каира, расположенного на левом берегу Нила, возвышаются три 14
12 памятника, пережившие влияние времени. Это пирамиды три массивные конструкции с квадратным основанием, слегка различающиеся по размеру и образующие треугольник, одна сторона которого обращена к северу, вторая к западу, а третья к востоку. Крупнейшая из них расположена на севере, напротив дельты, и представляет собой символ силы природы. Вторая возвышается на юго-востоке, в полете стрелы от первой, и является символом движения, тогда как третья, расположенная на юго-западе на расстоянии броска камня от второй, символизирует время. Вокруг последней великой пирамиды располагаются три пирамиды меньшего размера, а огромные развалины камней неподалеку указывают, что рядом стояла и седьмая пирамида, не сохранившаяся до наших времен. Вероятно, древние египтяне использовали эти семь памятников для представления семи планетарных духов, открытых им Тотом. Не существует свидетельств, однозначно описывающих происхождение пирамид. Геродот, отец греческой истории, утверждал, что Великая Пирамида была построена Хеопсом. С другой стороны, Диодор заявлял, что она была создана Хеммисом; Жорж ле Цинцелла называет ее строителем Софиса, другие же источники указывают в качестве возможных архитекторов Атота и Тота, или Гермеса. Та же неопределенность касается и остальных пирамид. Еврейский историк Иосиф Флавий придерживался не позаботившись, впрочем, о том, чтобы подкрепить свою позицию хотя бы одним доказательством, той точки зрения, что пирамиды были выстроены евреями перед их исходом из Египта, хотя другие авторы писали, что над этими памятниками в течение сорока восьми лет трудились 365 тысяч рабочих. Подлинные исторические обстоятельства сооружения пирамид 15
13 остаются загадкой, на которую мы так никогда и не найдем ответа, как и на многие другие тайны, занимающие археологов. Гора, образующая опору для пирамид, расположена на высоте около ста футов над максимальным уровнем воды в Ниле. Это огромная гранитная масса, и ее протяженность вглубь еще не определена, несмотря на многочисленные раскопки, достигающие глубины 200 футов *. Длина основания Великой Пирамиды составляет примерно 750 футов, а ее общий объем около кубических футов. Над первым слоем камней, окруженным очень аккуратным рвом, вырубленным прямо в камне, возвышаются еще 202 слоя, каждый из которых чуть меньше предыдущего, в результате чего образуется ступенчатая структура. Общая высота пирамиды составляет 428 футов, но раскопки показали, что за многие столетия по крайней мере два слоя камней погрузились в землю, так что изначальная высота пирамиды равнялась, вероятно, 450 футам. Ориентация пирамиды свидетельствует о невероятной точности: каждая ее грань обращена к одной из сторон света. Благодаря этому совершенному расположению оказалось возможным установить, что за несколько тысячелетий в наклоне земной оси не произошло заметных изменений, этот факт имеет существенную важность для нашего изучения планеты Земля. Кроме того, следует отметить, что пирамида представляет собой единственное сооружение на Земле, позволяющее проверить этот факт. Вход в пирамиду расположен на уровне пятнадцатого слоя камней, на высоте примерно 45 футов над землей. В прошлом этот вход прикрывался плоским камнем, перемещавшимся в сторону с помощью специального механизма. Дверь открывает проход в на- * 1 фут = 30,48 см. 16
14 клонный коридор, ведущий в высокий зал. В центре этого зала расположен колодец, который ведет к двум погребальным камерам. Кроме того, главный коридор обеспечивает доступ к другим коридорам более низкого уровня, свежий воздух в которых поддерживается благодаря искусно устроенной вентиляционной системе. В погребальных камерах стоят два саркофага, и ни на одном из них нет никаких надписей, тогда как почти все памятники, полуразрушенные храмы и гробницы ими испещрены. По этой причине можно предположить, что пирамиды и саркофаги были построены еще до того, как создание надписей стало обычным. Хотя современные методы исследований помогли достигнуть огромного прогресса в этой области, остается загадкой, как египетские архитекторы времен Первой Династии сумели создать в такой массивной структуре камеры и коридоры, оставшиеся неповрежденными даже шесть тысячелетий спустя, несмотря на нависшие над ними миллионы тонн камня. СФИНКС Когда современные исследователи попытались вскрыть фундамент этой статуи, стало понятно, что Сфинкс высечен из гранитной плиты, расположенной неподалеку от Великой Пирамиды, и является ее частью. Учитывая его огромные размеры высота статуи составляет 75 футов, нетрудно представить себе те невероятные усилия, которые пришлось затратить на расчистку и выравнивание площадки вокруг него. Длина Сфинкса 120 футов; расстояние от нижней части живота до пасти 50 футов, а от пасти до макушки 25 футов. Окружность головы (вокруг лба) составляет 80 футов. 17
15 Различные цвета слоев гранита, из которого высечен Сфинкс, оказывают совершенно особенное, уникальное воздействие на его внешний вид. К примеру, линия рта Сфинкса вырезана в той точке, где соединяются два различных слоя камня. Кроме того, в его голове сделано углубление размерами около фута, которое, вероятно, служило в древности для возжигания курений или в качестве подставки для какоголибо священного символа, например жреческой тиары или царской короны. Сфинкс имеет легкий красноватый оттенок и, хотя наполовину засыпан песком, по-прежнему внушает благоговение. Он выглядит как безжалостный, неприступный страж, защищающий пирамиды. Это впечатление подчеркивается и легендой о Сфинксе. В ней говорится, что он наблюдает и прислушивается; кажется, что его огромные уши настроены на звуки прошлого; поражающие любого путешественника глаза пристально и внимательно всматриваются в сторону Востока, словно заглядывая в будущее. Но у того, кто пристально всматривается в Сфинкса, со временем создается впечатление, что это сооружение наполовину статуя, наполовину холм отмечено исключительным величием, невероятным спокойствием и даже определенной мерой сострадания. Под влиянием рассказов о Сфинксе, приносимых путешественниками, увидевшими его издалека, греческая мифология повествует о чудовищном создании, получеловеке-полузвере, которое, согласно этой фантастической истории, задавало всем проходящим мимо путешественникам неразрешимую загадку и пожирало тех, кто не мог на нее ответить. Несмотря на такую опасность, Эдип осмелился предпринять это рискованное путешествие и встретиться со Сфинксом, который спросил его: «Что за создание ходит на четырех ногах на рассвете, на двух ногах днем и на 18
16 трех ногах на закате?» Герой без колебаний ответил: «Человек». Действительно, в начале дня или, другими словами, в первые месяцы жизни люди передвигаются на четвереньках; днем, т. е. когда человек становится взрослым, он ходит на двух ногах; к сумеркам жизни он становится старым, сгибается под бременем лет и использует для перемещения трость. Сфинкс, которому никогда еще не приходилось сталкиваться с подобным разумом, уставился на Эдипа с отвисшей челюстью, и Эдип воспользовался этим, чтобы на него напасть и убить чудовище. Такая детская легенда несколько умаляет невероятную значимость этого символа. Греческие философы, включая самого Платона, не понимали его подлинного содержания, хотя Платон, ученик Сократа, был блестящим философом, хорошо известным в его время. Он был посвящен в Мистерии Гермеса-Тота магами Мемфиса. Копии Сфинкса можно обнаружить у входа в любой египетский храм, хотя оригинал, как уже упоминалось, расположен возле пирамид. Это каменная тайна, безмолвное вступление, скрытый ключ к знаниям, и мы попытаемся выявить его более глубокое значение. Этимология слова «сфинкс» связана с концепцией «соединения», и, действительно, эту величественную статую можно рассматривать как символ четырех принципов Земли, Воды, Огня и Воздуха, которые часто и довольно неверно называют «элементами». Статуя, у которой женская голова, тело быка, львиные когти и крылья орла, образует фантастическое целое, и, как только ее символизм начинает проясняться, она уже не вызывает страха, но внушает чувство благоговения. Голову можно истолковать как символ человеческого интеллекта, который, прежде 19
17 чем начать действовать и определять будущее, должен оценить цель своих действий, обдумать пути ее достижения и способы преодоления препятствий и затруднений. Тело быка указывает на то, что в наше распоряжение даются знания и неослабная воля и мы должны придерживаться пути, который шаг за шагом, сквозь все испытания ведет нас к успеху благодаря силе разума и терпению. Когти льва показывают, что для достижения цели, установленной рассудком, недостаточно одной лишь силы воли не менее важна и отвага. Одного лишь трудолюбия может не хватить, и иногда человеку необходимо сражаться, чтобы добиться своего места в обществе. Крылья орла показывают нам, что необходимо держать свои намерения при себе, пока мы не способны воплотить их в жизнь, поскольку мы должны действовать как можно быстрее и решительнее, непоколебимо добиваясь своих целей. Иерофант говорил кандидату: Учись видеть ясно, учись желать справедливого, учись осмеливаться делать то, чего требует твоя совесть, учись сохранять свои намерения в тайне и если, несмотря на все твои усилия, день сегодняшний не принесет тебе больше, чем день вчерашний, не падай духом, но непоколебимо продолжай, с полной решимостью устремившись к своей цели. Семь Спутников Души планетарных духов охраняют священный ключ, открывающий прошлое и будущее. Пусть твои усилия будут направлены на достижение Венца Мастера. С такой точки зрения Сфинкса нельзя рассматривать как образ какого-либо божества и уж наверняка не следует видеть в нем кровожадного монстра, 20
18 каким он предстает в греческих мифах. Это символ непредсказуемой силы, образец человеческой воли, направляемой кристально чистым разумом. Сфинкс есть альфа и омега, первое и последнее слово Высших Посвящений. Посвящение в Высшее Знание было открыто далеко не каждому даже не каждому египетскому жрецу. Прежде чем жрецы оказывались готовы к Высшему Посвящению, им приходилось выполнить множество задач и пройти многие испытания; лишь после этого их допускали к следующему уровню. Каждое испытание служило мерилом уровня интеллекта и моральной стойкости, достигнутых кандидатом. Тем, кто не мог пройти испытание с парящими цветными символами, раз и навсегда отказывали в возможности попытаться выполнить задачи, необходимые для перехода на более высокие уровни. Никому не разрешалось проходить это испытание второй раз. Даже сын мага не мог продвинуться дальше, если он оказывался неспособным пройти новое испытание; ему предоставляли пост в одном из храмов в соответствии с его уровнем, без какой-либо дальнейшей возможности получить более почетную должность. Если кандидат был незнаком с мистериями, проводилось чрезвычайно строгое расследование его родословной; в том случае, когда результаты оказывались удовлетворительными, совет магов собирался на тайное совещание, чтобы принять решение о посвящении кандидата. При посвящении первое испытание было настолько тяжелым, что не обладающий сильной волей кандидат мог просто испугаться, и в этот момент он еще имел возможность передумать и отказаться от посвящения. Однако, если он продолжал следовать процессу посвящения, ему открывали первые символы тайного знания, и если он не проходил одного из после- 21
19 дующих испытаний, то не мог избежать неизменного и жесткого закона смерти среди магов. В этом случае он никогда больше не видел солнечного света. Греческие философы Фалес, Пифагор, Платон и Евдокс были самыми знаменитыми из тех чужестранцев, которые успешно прошли многочисленные испытания. Пифагор был посвящен своим ментором, пророком Сонхисом. Согласно записям Прокла, Платон в течение тринадцати лет обучался у Патенея, Охоапса, Сехтофа, а также у других, менее известных магов. Источниками блистательного учения Платона, которое оказало огромнейшее влияние на развитие христианской философии, были святилища Мемфиса, города Менеса, и Гелиополя, города Солнца. Ямвлих, известный греческий философ, живший в Сирии в начале четвертого века, оставил нам подробное описание египетских мистерий, включая основные испытания, которым подвергались кандидаты. Хотя величайшие тайны этого процесса наверняка были опущены, эти записи имеют настолько бесценное значение, что настоятельно требуют публикации. В следующих главах мы шаг за шагом проследуем вместе с проходящим посвящение кандидатом по всему пути его испытаний и попытаемся оценить и постичь те уроки, которые этот путь может открыть нам самим. 22
20 Семнадцатый символ На семнадцатый день Верховный Жрец произнес такие слова: «Символ, о котором я расскажу тебе сегодня, Символ XVII, называется «Единство» или «Надежда». Он описывает возвращение человеческой души к мировой душе и ее исход с нашей планеты. Ты вновь видишь молодую женщину, которая уже представала перед нами на Символе XI и Символе XIV. Она носит тот же головной убор со знаком гармонии, или бесконечности (искусства), который символизирует совершенное равновесие. Однако теперь ее действия отличаются от действий на Символе XIV. Вместо того чтобы переливать содержимое серебряного кувшина в золотой, она выливает жидкость из обоих сосудов в бесконечный океан, волны которого плещутся прямо у ее ног. Тот факт, что содержимое одного сосуда уже не переходит в другой, означает, что цепь перерождений прекратилась. В наставлениях уже нет необходимости. Ученик усвоил все, чему ему нужно было научиться на этой планете, стал зрелым и теперь должен перейти в старший класс. Свободный от всех земных привязанностей, ученик воссоединяется с богами, чтобы начать готовиться к более трудным задачам на высшем уровне возможно, даже в иной обстановке, а затем на какое-то время упокоиться в объятиях богов. Символ представляет ясное указание на переход ученика от одного уровня к следующему. Справа от 129
21 молодой женщины сидящая на дереве птица с распростертыми крыльями, готовая взмыть ввысь. Она олицетворяет душу, покидающую землю навсегда. В верхнем левом углу символа ты видишь семь звезд, одна из которых особенно велика. Можно предположить, что она обозначает предстоящее духу место успокоения именно по этой причине она такая большая и яркая. Сегодня тебе открылось очень многое, сын мой. Теперь иди с миром и возблагодари богов». * * * Этим вечером по сводам храма стучал дождь. Юный жрец покинул свое тело, и рядом с ним, как обычно, возник Наставник. Сегодня нас ждет далекое путешествие, сказал он. Дождь обрушился между двумя духами, словно град, разрывающий ленты тумана. Мы оказались в новой обстановке, объяснил Наставник. Они медленно погружались и смотрели на Землю, постепенно исчезающую из виду, пока она не стала далекой звездой. Они миновали бесчисленные солнца, окруженные планетами, величественно движущимися по своим орбитам. Небесные тела сияли поразительным и великолепным многообразием цветов. Все это было создано волей и мудростью божества, преобразившегося в силу. Эта сила вызвала движение, а оно, в свою очередь, тепло и огонь. Первоначально невидимые нам, солнечные системы обращались в духовной атмосфере, а затем уплотнились и образовали материю. Звездочеты и мудрецы постоянно открывают новые звезды, которые в течение миллионов лет становились все более плотными, 130
22 а затем медленно раскололись и, в процессе одухотворения, искривились в сторону высших планов. Нашему духу предначертан тот же путь, но в более великом смысле. Юному жрецу хотелось бы посетить одну из этих прекрасных звезд или подробнее расспросить Наставника об их обитателях, но он обнаружил, что неспособен сформулировать свои вопросы. Еще слишком рано, сказал его Наставник, заметивший вспыхнувшие в юноше вопросы. Всему свое время. Юный жрец понял, что он еще недостаточно силен для того, чтобы принять как должное всю грандиозность этого опыта. По желанию Наставника скорость, с которой они поднимались, увеличилась, и юному жрецу казалось, что они пронзают пространство. Созвездия и планеты возникали, взрывались светом, сжимались в точку, тускнели и исчезали. Внезапно Наставник замедлил движение: Посмотри вокруг! Юному жрецу показалось, что его внутреннее зрение расширилось. Он начал проникать взглядом еще дальше и понял, что наблюдает совершенно новое явление. Если ранее он видел индивидуальную жизнь самых крошечных созданий, водных животных, сражающихся, воспроизводящихся, любящих и пожирающих друг друга, то теперь он наблюдал индивидуальную жизнь в огромном масштабе. Он ощутил себя связанным с солнечными системами и звездами, которые выглядели безмерными живыми организмами, движущимися по своим орбитам и осознающими свою мощь и волю. Казалось, они безмолвно договорились не сталкиваться друг с другом. Он сумел распознать движение 131
23 и течение небесных тел, подобное пульсу. Он видел, как огнедышащие горы покрывают все вокруг лавой и пеплом, и понял, что эти извержения были последними процессами на гигантских небесных телах. Он начинал постигать суть излучаемого планетами; звуки, источаемые ими, и сами цвета были духовными по природе. Природа небесных тел раскрывалась в сочетании их звучания и световых волн; одни планеты звучали гармонично и издавали приятные, спокойные созвучия, но другие вызывали неудовлетворенность или печаль, поскольку производили диссонирующие звуки. Наставник сказал: Судьба человечества зависит от планетарной гармонии и дисгармонии. По этой причине можно сказать, что существование людей на Земле записано на звездах. Именно звезды порождают радость и печаль, удовольствия и страдания. Каждый миг, под звуки определенного созвучия и под влиянием особой небесной гармонии, рождается ребенок. Этот человек остается настроенным на такое созвучие. По мере того как звезды следуют своим орбитам, он будет постоянно испытывать с их стороны разнообразное влияние. Когда они настраиваются на его основное созвучие, он чувствует себя прекрасно и добивается успеха во всех своих делах, но при негармоничном воздействии, которое грубо и явно нарушает его основное созвучие, он ощущает себя подавленным и беспокойным, ему не везет и несчастья выпадают на его долю. В такие периоды он не может добиться успеха и, если не убедится в добрых намерениях Богов и не признает их законы, очень быстро ощутит себя беспомощным. Вот почему мудрецы и астрологи правы, когда говорят, что Вселенная представляет собой 132
24 книгу, описывающую жизнь человечества, и каждый может ее прочесть. Впрочем, достаточно на сегодня. Наставник подхватил юного жреца, и они тотчас погрузились в бездонные глубины. Юный жрец потерял сознание и проснулся, словно от толчка, в своем теле за алтарем храма.
Источник