Яйца писанки как обереги

Писанка — обрядовая роспись на живом яйце

Крашение и роспись яиц – это древняя дохристианская традиция, которая до сих пор жива, но во многом утеряла вкладываемый в неё ранее смысл. Красили не только варёные, но чаще сырые яйца. И делали это на протяжении всего круголета при важных событиях – будь то свадьба, рождение ребёнка или предстоящая поездка, начало нового дела, решение жизненной задачи. Расписанные яйца сопровождали человека от рождения и до смерти.

Варёные, однотонно или с узорами выкрашенные, птичьи яйца назывались крашенками. Их можно было есть.

А сырые, расписанные искуснейшим узором при помощи воска и специальных инструментов, назывались писанками. То есть, это роспись на «живом» яйце». И дарили такие яйца «полными». Если не повреждена скорлупа, то со временем яйцо внутри просто мумифицируется, высыхает. Потому писанки не пахнут. Некоторые «выпускаются», т.е. сверлится дырочка и содержимое яйца удаляется – этот вариант применяют для хранения в коллекциях и выставках.

«Писанка» — от слова «писать», ведь изображение на яйце не рисуют, а именно пишут воском.

Учитывая хрупкость яичной скорлупы, самые старые найденные на славянской земле писанки относят к 10-11 векам. Но в древних захоронениях находят яйца, изготовленные из камня, керамики, слоновой кости, золота, серебра, бронзы. По-видимому, наши предки-русичи начали так делать, чтобы пронести информацию, закодированную в писанке, для потомков через века.

При исследовании поселения Киевской Руси на Канивщине, в частности около села Григоровки, была «выловлена» из моря чёрная керамическая писанка с жёлтым волнистым рисунком. Во время археологических раскопок была найдена тёмно-серая писанка с изображённым на ней семиярусным деревом. Возле села Бучаки была найдена писанка–погремушка с белыми волнистыми линиями в 4-5 ярусов на красноватом фоне. Каждая из писанок-погремушек на нижнем конце имеет отверстие и, очевидно, надевалась на какой-то стержень, или цеплялась на гвоздь и использовалась в определённых обрядах.

Писанка была признана уникальным искусством ещё в 1874 году в сообщении антрополога Фёдора Вовка на Втором археологическом съезде в Киеве.

Традиция создания писанок жива и по сей день в Сибири, Украине, Словакии, Моравии, Австрии и на Алтае. В Канаде есть целое сообщество руских, переехавших в эту страну, и хранящих традиции писанки.

Почему расписывали яйца?

Яйцо – искони было символом Жизни и моделью Вселенной, первоначального Творения и Плодородия. В немалом количестве мифов самых разных народов мира рассказывается о том, как Вселенная возникла из яйца. И в руских сказках часто встречается описание событий, где герою дарили, или он завоёвывал необычное яичко, в которое сворачивалось или разворачивалось волшебное царство.

Наши предки считали, что поскольку яйцо – это микромодель Вселенной, значит, нанося на него определённые знаки и символы, можно влиять на макромодель – саму Вселенную.

Потому изготовление писанок – это не просто дань традиции и творческое развлечение, это обряд самонастройки и настройки своего жизненного пространства на реализацию задуманного. Нанося на яйцо древние символы, мы программируем будущее, закладываем в него позитив, гармонию и любовь. В скором времени созданное нами будущее станет настоящим.

Процесс создания писанки

Крашенки делать проще и потому ценились они меньше. Создание писанок – сложный, требующий предельной аккуратности и координации движений и мыслей, процесс.

Это занятие всегда было женским и называли таких мастериц – писанкарками. Писанкарка, прежде чем приступить к работе, настраивалась на высокий лад.

По преданиям, яйца брали только от кур, которые неслись первый раз.

За водой ходили на рассвете к слиянию трёх ручьёв. Такая вода имеет особую силу. Или же брали талую воду. Всё это делалось в полном молчании. Дома замешивались краски, приготовлялись инструменты для росписи. Выбирались узоры, соответствующие задуманному.

Для крашения яиц применяются природные, пищевые или анилиновые красители. Получить природные краски можно из цветов, листьев, шелухи зёрен, коры, корней, а также ягод.

  • Жёлтая краска различных оттенков извлекается из коры молодой дикой яблони, побегов тополя, берёзовых листьев, корня крапивы, гречневой половы, луковой шелухи, цветков дикой бузины, ромашки, молочая, горицвета, купавок, шафрана, крокуса, зверобоя, желтых цветков луковичного растения сон.
  • Синяя, голубая или фиолетовая — из шелухи чёрных зёрен подсолнуха, серёжек тополя, цветков мальвы, синих цветков растения сон, подснежников, ягод черники и бузины.
  • Зелёная — из сочетания жёлтой и синей красок, а также из мха, коры крушины, ясеня, листьев ландыша, примулы, крапивы, зелени ржи и пшеницы.
  • Красная — из щепок сандала, ягод черёмухи, цветков и семян зверобоя.
  • Нежно-розовая — из цветков иван-чая узколистного.
  • Коричневая — из коры яблони, дуба, крушины, еловых шишек, луковой шелухи, листьев грецкого ореха или конского каштана.
  • Чёрная — из молодых листьев черноклёна, коры ольхи, синего сандала.

Корни лучше всего заготавливать ранней весной или поздней осенью, кору — только весной, когда деревце «плачет», цветы — в начале цветения, а листья — совсем молоденькими. Чтобы растение не потеряло краску, сушить его полагается только в тени, а хранить — в плотно закрытой таре в сухом тёмном месте. Красящие ягоды можно заморозить.

Для приготовления красок вам понадобятся также: глиняная или эмалированная посуда, талая или дождевая вода, алюмокалиевые квасцы. Сырьё заливаем холодной водой, 5-6 часов настаиваем, а затем кипятим на тихом огне: кору — три часа, листья минут сорок, цветы — полчаса. На 100 граммов сухого сырья — 1 литр талой воды. Отвар процеживаем и добавляем чайную ложку квасцов. Краска готова. Природные краски прочнее, роднее, милее взору, нежнее и смотрятся во сто крат богаче любых искусственных красителей.

Читайте также:  Славянские обереги браслеты для мужчин

Символика славянской писанки

Для каждого случая существуют свои узоры в росписи, семантика которых восходит к глубокой древности и является общей с другими видами народного творчества: ткачеством, вышивкой, резьбой.

Светлана Дробыш даёт такую трактовку символов, используя труды: А. Голана, Дж. Купера, Б. А. Рыбакова.

Космическая символика – микрокосм, ромбовидный экватор яйца, символизирующий землю, идущая над ними сферическая поверхность небесный свод, нанесённый по нему спиралевидный узор — путь восходящего и заходящего солнца.

Звёзды — знак человеколюбия нравственной чистоты, символ Мира и равновесия, гармонии. Эмблема мудрости.

Солнце – символ высшей космической силы, Всевидящее Божество, глаз мира и глаз дня, центр бытия и интуитивного знания. Солнечные птицы и животные: орёл, ястреб, лебедь, феникс, петух, лев, баран, белый или золотой конь.

Дождь, вода – пучок зигзагов, меандр (волнистая линия) – знаки очищающей небесной воды, писанку с такими знаками держали от порчи, сглаза, зависти.

Бараньи рожки – космическая сила, символ огня и солнца (достаток, богатство).

Цветы, деревья, птицы, пчёлы, кони, коровы, олени – символы, дающие счастливую жизнь в семье и мире.

Цветы – знаки готовности к плодородию, к деторождению.

Пчёлы – символ безсмертия, возрождения, трудолюбия, порядка, чистоты души. Крылатые посланники, которые приносят тайную мудрость.

Мотылёк – являет собой радость, переход души к вечной счастливой жизни. Он же ангел хранитель.

Петух — солярная птица, атрибут солнечных богов. Птица славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Олицетворяет боевой дух, воинскую храбрость.

Решето – символ отделения добра от зла (защита).

Безконечник – не имеет ни начала, ни конца и зло которое вошло в дом попадает в ловушку и не навредит хозяину. Это символ безостановочного хода жизни, продолжения рода. Так же держали в доме от порчи и сглаза. Писанки с безконечником использовали в обрядовом действии: пасечник подкладывал яйцо под улей для того, чтобы пчёлы безконечно роились и приносили мёд.

Спираль – единый код мира, заложенный Матерью природой в фундамент всего живого и не живого. Спираль есть единство Макрокосмоса (Вселенной) и Микрокосмоса (человека). Спираль имеет ту же символику, что и лабиринт.

Лабиринт-возращение к центру, к истоку, вновь обретённый рай, достижение реализации после мучений, испытаний и проверок, инициация, мистерии жизни и смерти.

Сосна – жизненная сила, плодовитость, сила характера, вечно зелёная – символизирует безсмертие, здоровье.

Шишка сосны – фаллический символ, плодородие, хорошее наследство (производительная, творческая сила).

Вербная ветка — расписывалась на здоровье. Писанками с вербочками обкатывали скот, чтобы они не болели и не подвергались сглазу.

Дубовые листочки – на силу.

Сорока – символизирует удачу и считается «птицей удовольствия». Трещащая сорока приносит хорошие новости.

Поясок – символизирует дорогу и оберегает людей от разобщения и ссор. Так же поясок защита для самого яйца.

Вазонки – (цветок, дерево в вазе) обозначают Дерево Жизни – ось Мира. Древо Жизни растёт в раю и означает восстановление, возращение к изначальному совершенству. Это космическая ось, символизирующая единство за пределами добра и зла. С мировым деревом связан мотив определения судеб людей.

Богиня Берегиня – символ жизни и продолжения её. Оберег всего живого, рождающего к жизни, требующего заботы и защиты от бед и смерти. Берегиня изображается, как женщина (иногда стилизованная, упрощённая) во весь рост с поднятыми к небу руками (просящими), иногда опущенными (дающими).

Треугольник – Триединая природа вселенной: Небо, Земля, Человек: отец, мать, дитя. Человек как тело, как душа, дух. Устроение Мира, дома, Мистическое число три, тройка первая из плоских фигур. Треугольник, обращённый вершиной вверх, является солнечным и имеет символику жизни огня, мужское начало, духовный мир, это троица любви, истины, мудрости. Треугольник, обращённый вершинной вниз, является лунным и имеет символику женского начала, матки, воды, природы, тела. Символизирует Великую Мать, как родительницу.

Круг – символ пожелания, поиска лучшего житья, кольцо символ материнства и знания, деторождения.

Дорожка – символ вечного движения, поясок.

Символика писанок читается не только по орнаменту, но по сочетанию цвета.

Красный – символизирует сильную, яркую, радостную жизнь.

Зелёный – на развитие, здоровье.

Жёлтый – цвет знаний, мудрости.

Белый – Божественный цвет чистоты, соединяющий все цвета.

Чёрный – непознанное, неведомое, космическое

Бардо (коричневый) – цвет земли, силы

Фиолетовый – цвет космических знаний.

Мастер-класс

Необходимо приготовить: чистое белое куриное яйцо, специальное приспособление для расплавленного воска – тьянтинг (или кистка). Такой инструмент применяют при росписи ткани в технике батик и представляет собой прикреплённую к палочке воронку. Мы его будем использовать для рисования воском. Его можно заменить стеклянной трубочкой. Ещё нужны воск, стеклянные баночки с широкими горлышками, краски, тонкая кисточка, бумажные салфетки, карандаш, лак, резиновые перчатки, стойка для просушивания яйца.

Возьмите белое яйцо без пятен и трещин, вымойте его и оботрите салфеткой. Теперь выберите узор, и в соответствии с ним тупым карандашом разделите яйцо на геометрические части по вертикали и горизонтали. При желании можете нарисовать узор прямо на яйце. Если вы сделаете это лёгкими линиями, – они не будут видны, когда писанка будет закончена. Последовательность работы следующая.

1. Наберите немного воска в тьянтинг и подогрейте над пламенем свечи.

Читайте также:  Наилучший талисман для девы

2. Длинными и ровными линиями покройте горячим воском все части узора, которые должны остаться белыми – воск предохранит скорлупу от других красок. Воск должен гладко и свободно вытекать из тьянтинга, для этого вовремя добавляйте его, а если он застывает, снова подогрейте головку тьянтинга на свечке и продолжайте работу.

3. Осторожно положите яйцо на ложку и опустите в баночку с жёлтой краской на 3-5 минут. Затем выньте из краски и осторожно оботрите его чистой салфеткой.

4. По жёлтой скорлупе покройте воском те части узора, которые должны остаться жёлтыми, и положите яйцо в баночку с оранжевой краской. Так продолжайте, покрывая воском и опуская его в баночки с красками – от самой светлой до самой тёмной (например, жёлтая, оранжевая, красная, коричневая, чёрная).

5. Если в узоре есть маленькие элементы, которые должны быть голубыми или зелёными, их надо покрыть краской с помощью тонкой кисточки, затем промокнуть салфеткой и покрыть только эти элементы узора воском. Целое яйцо нельзя класть в голубую или зелёную краски, так как это может повредить дальнейшему процессу работы. Например, после зелёной очень трудно получить желаемый оттенок красного.

6. После окончания всего процесса опустите яйцо в самую тёмную краску, например, в чёрную. Затем выньте и оботрите салфеткой.

7. Поднесите яйцо к свечке и растопите воск. Делайте это маленькими частями, каждый раз вытирая растопленный участок салфетками, пока воска не останется и не проявятся цвета всего узора.

8. Законченную писанку покройте лаком, держа её в руках. Чтобы предохранить руки, наденьте резиновые перчатки. Затем положите на стойку для высыхания. Стойкой может служить доска, через которую насквозь пробиты гвозди, на них и укладывается писанка. Лак поможет сохранить цвета писанки и сделает скорлупу менее хрупкой.

Зная принципы создания писанок, понимая традиции, имея перед глазами классические образцы узоров, можно создать свою, неповторимую писанку – свой позитивный образ события.

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Источник

Таинство славянской писанки

Писанки на яйцо — давняя традиция нашего народа. Раскрашивали сей сакральный предмет и славянские племена, и христианская Русь. В наши дни росписью по яйцу интересуются многие люди, но информации в сети мало. Давайте подробнее остановимся на этом вопросе.

В этой статье содержится следующая информация:

К счастью, не все архаичные знания навсегда канули в небытие, некоторые достижения предков всё же остались частично трансформировавшись. Примером тому может являться пасхальное яйцо. Сегодня мало кто задумывается о том, почему и когда начали красить яйца на Пасху. А если кто-то и думал на эту тему, то однозначно связывал это с христианской традицией.

На самом деле науку расписывания живых (чаще всего куриных) яиц в совершенстве знали наши предки. Делались писанки совсем не от того, что предкам заняться было нечем. Каждая минута была на счету и любое действие было осознанным. Человек не просто что-то делал, а делал дело, чётко понимая, для чего он это делает, каков должен быть результат.

Расписанное особым образом при помощи воска и краски живое яйцо наши предки называли писанкой.

Сегодня мы имеем возможность раз в год видеть крашенку. Это то самое крашеное яйцо, которое и делается на Пасху. Яйцо это «мёртвое», т.е. уже сваренное.

Писанка: краткий экскурс в прошлое

Доподлинно известно, что первые писанки появились порядка пяти тысяч лет назад. Уже в то невероятно далёкое время наши пращуры знали о том, что яйцо – это не просто продукт жизнедеятельности птицы, не только зародышевая форма жизни или нечто, что можно употребить в пищу. Они знали главное: яйцо – это символ нашей Вселенной.

Прекрасно знали они так же и о том, что если нанести на живое яйцо определённые символы, то оно может выступить оберегом или даже являться аналогом письма родным богам. Пожалуй, именно эту особенность можно назвать и странной, и магической, и ничем необъяснимой, однако, невероятно действенной и рабочей.

Когда-то символьные обозначения, которые наносили на яйцо, сохранялись в родах, передаваясь из поколения в поколение. Были символы, которые имели распространение на определённой территории, не только в одном роду. Например, в Закарпатье или в Киеве делались чаще всего именно такие писанки, именно таких цветов. По рисункам можно было даже установить где именно писанка была сделана.

Узор, наносимый на яйцо считался сакральным и каждая «закорючка» имела не только своё значение, но и своё место, а также имела свою очередность нанесения и свой цвет. Всё это было не просто важно, а чрезвычайно важно.

Писать писанку – это не просто сидеть и разукрашивать яйцо, это медитация, это разговор с богами, это настоящая магия, если хотите!

Прежде чем приступить к написанию писанки, женщины (а это было сугубо женское занятие) сначала делали очистительные практики. Нужно было встав с раннего утра, привести себя в порядок (умыться, помыться самой, привести с порядок волосы), настроиться на нужный лад, успокоить мысли, обращаясь к родным богам, попросить из помощи и поддержки в том деле, которое намечалось. Далее, взяв писачек в руки, нужно было сосредоточиться на том образе, который предстояло вложить в яйцо.

Символы на писанке на яйцо – это не просто какие-то непонятные фигурки и линии, это образы, посредством которых просьба передавалась родным богам.

Как правило, чаще всего писанка помогала решить вопросы продолжения Рода и его сохранения, вопросы любви и здоровья, вопросы, связанные с упорядочением собственной жизни (речь идёт о том, чтобы уйти от хаоса и прийти к некому порядку), вопросы, связанные с зачатием ребёнка и т.д. Кстати, писанку делали для того, чтобы почтить своих ушедших предков. Одним словом, посредством писанки можно решить любой вопрос. Любой! Повторимся: крайне важно было то, какой именно образ женщина или девушка вкладывала в яйцо (о чём именно она думала в момент писания писанки).

Писанки делались при помощи пчелиного воска, который наносился специальным инструментом (писачком) и краски. Цветов было несколько и всякий что-то обозначал.

Предки отлично понимали, что писанка – это не только «разговор» с богами, но ещё и разговор с самим собой, это познание себя, это путь к собственной душе.

Читайте также:  Весы талисман для женщины животное

Делаться писанка могла в любой день, но был и день особый, когда её нужно было делать обязательно. Это день Ярилы или день весеннего равноденствия – 22 марта. Именно в этот день, символы, нанесённые на живое яйцо, помогали выстроить счастливое будущее.

Писанка, сделанная на Ярилу, хранилась ровно год, после чего утилизировалась. Она аккуратно разбивалась, скорлупа предавалась Матушке-Земле, а внутренняя часть яйца чаще всего отправлялась в Воду.

Иногда бывало и так, что писанка взрывалась. Если это происходило, то женщина знала, что писанка исполнила то, что было в неё заложено. Например, если женщина хотела понести, и делая писанку, вкладывала в неё образ будущего ребёнка, а потом писанка вдруг взрывалась, это был верный признак того, что зачатие свершилось.

Писанка на яйцо – это сильнейший оберег, это символ здоровья и счастливой семьи, богатства, плодородия и радости, света и чистоты.

С готовой писанкой обращались по особому. Её бережно хранили, поставив в миску с живым пшеном, в качестве которого могла выступать рожь, пшеница и пр. Чем ярче была писанка, тем больше было шансов привлечь в свою жизнь желаемое.

Вот что говорилось о яйце нашими предками:

Писанки на яйцо: значение символов и цветов

Как уже говорилось выше, на яйцо наносились не абы какие символы, а символы специальные. Кстати, изначально писанка была крашенкой (но только яйцо при этом оставалось живым, его не варили), т.е. одно цвета, как правило, красной.

Для покраски использовались только природные красители, ни о какой химии речи быть не могло.

Все оттенки жёлтого цвета – это символ солнечного света, радости, хорошего настроения и тепла, а кроме этого – хорошего урожая.

Красный цвет – это символ жизни, красоты, молодости, здоровья, надежды на всё лучшее. Но это ещё и символ Огня Небесного.

Голубой цвет – также символизирует собой здоровье. Но и при этом ещё символизирует небо, полёт, стихию Воздух.

Зелёный цвет – это символ долгожданного пробуждения, это урожай, которого так ждали.

Коричневый цвет – это символ Матери-Земли, её мощи и силы.

Чёрный цвет – это символ всего того, что скрыто: ночи, темноты и сакральных знаний, символ тайны. Этот цвет является антиподом света, и кроме прочего говорит о продолжении жизни, после смерти физического тела.

Когда в писанке много цветов, это говорит о благополучии и радости, о семейном счастье и наполненности.

Писанка имеет не только цвет, не только символьные значения, но и разделение, например на «клинья» (так называемая «Сорококлинка», которая делается на упорядочивание собственной жизни или жизни своих близких, каждый из «клинов» – это символ какого-то определённого рода деятельности) или две стороны (лево-право), или верх-низ.

Деление яйца на несколько частей (очень часто на три) символично, речь идёт о трёх мирах: Прави (мире богов), Нави (мире тёмных богов и ушедших предков) и Яви (нашем проявленном мире).

Если же яйцо делилось на четыре части, то речь шла о четырёх направлениях света, или о четырёх временах года. При этом времена делились ещё на три части (символ месяца). В некоторых писанках можно встретить деление света на шесть сторон.

В основе орнамента писанки лежат три основных символа: это центр яйца (символизирующего ось Мира), это круг, нанесённый на яйцо и квадрат. Из трёх главных символов вытекает всё остальное, например три вида орнамента

ключевой орнамент,

круговой (или по кругу) орнамент и

— орнамент плетеница.

Приведём значение некоторых символов, которые можно встретить на писанках.

«Сетка» — обережный символ, это знак судьбы, это то, что мешает просочиться злу.

«Точки» — это символ семян, символ плодородия.

«Солнце» — символ, прежде всего Даждьбога, символ тепла, жизни, света.

Различные «Кривульки» — символ Воды, половодья, символ вечности.

«Сигма» — это обережный символ, это змея, это молния, которая оберегает семейный очаг, помогая поддерживать в нём огонь.

«Крест» — символ четырёх сторон света, четырёх времён года и т.д.

«Звезда» — символ пробуждения, утра, надежды.

«Гребешки» — символ небесных вод, преодоления засухи во всех смыслах этого слова.

«Олень» — символ богатства, процветания.

«Конь» — символ силы и яркого солнца.

«Птица» — символ рождения чего-то нового, символ роста, любви, плодородия.

«Лапки птицы» — символ солнечных богов, обережный символ.

«Древо жизни» — символ Рода во всех его проявлениях.

Как видите, ничего случайного на писанке не было и быть не могло. Ведь «письмо» богам писалось в полной сосредоточенности, важно было вложить в живое яйцо правильный образ, тогда и результат не заставлял себя долго ждать.

Источник

Оцените статью